Политическое красноречие Цицерона
Из речей, произнесенных Цицероном в должности консула, наибольшей известностью пользуются четыре речи против Катилины. Чтобы сплотить все сословия на защиту государства, воспользовался призраком анархии. 63 г — Раскрыл заговор Луция Сергия Катилины.
8 ноября выступил перед римским сенатом с речью против него, в которой почти не содержалось никаких доказательств обвинения, зато она была шедевром ораторского искусства. Начинает свое обвинение серией патетических риторических вопросов, которые далее дополняются выразительной анафорой, в оригинале начинающейся словом nihil.
Нагнетаемое перечислением эмоциональное напряжение разрешается скорбным и выразительным афоризмом: «О времена! О нравы!», за которым следует не менее выразительная антитеза. Глагольные формы, стоящие в конце каждого колона, удачно подчеркивают ритмическое членение антитезы и продолжают ритмику перечисления, соединенную с градацией в сочетании с коррекцией. Ирония, специальная лексика жрецов.
Но столь эмоциональный всплеск не опирается ни на один из реальных доводов, поскольку ниже Ц переходит к историческим аналогиям о расправах олигархов над демократическими вождями.
Историческая аналогия — излюбленный метод Ц, поскольку егое идеальное гос-во находится в прошлом. Само же обвинение Катилине, опирающееся на чистую эмоцию, теряется в этой обойме исторических и правовых доводов. Из речи, произнесенной консулом, чсно одно — Катилина мыслил «резню и поджоги», А главным док-вом служит преступный хар-р обвиняемого, появляется инвектива. Другой прием — персонификация, олицетворение Родины, Отечества., в чьи уста Ц вкладывает собственные страхи и опасения, требование покинуть город.
Доводит антитезу до оксюморонного сочетания, создавая иллюзию всенародной поддержки собственной вражды к Катилине и необходимости его изгнания. Сам себя спрашивает, почему требует лишь изгнания. Но фактических обвинений так и нет.
Они заменены предсказаниями, сравнениями, божбой, метафорами и прочими стилистическими красотами.
Катилина, человек охренернной наглости, так офигел от таких обвинений, что потерял дар речи и предпочел слинять из Рима по-быстрому. После отъезда противников Цицерон ощущает себя гораздо уверенней и начинает апологию собственному деянию. После таких подвигов сенат объявил Цицерона отцом отечества.
Политическое красноречие Цицерона