Политизация театра в 60-х годах Германии
В 60-х годах произошли серьезные изменения в драматургии. Исходя из нового отношения к традициям, она стала критически и реалистически отражать современную действительность.
Теперь стало возможным обратиться к пьесам Брехта и других социалистических драматургов. К концу этого десятилетия усилился интерес к социально-критической драматургии 20-х годов (Хорват и Фляйсер). Прямые политические устремления нашли свое отражение прежде всего в документальном театре.
Наряду с этим продолжали ставиться спектакли самых разных модернистских направлений. Сначала господствующее положение занимали пьесы абсурда, которые были вытеснены «театром ужасов» (Эдвард Бонд).
При экспериментах модернистов речь шла о расширении театральных возможностей «в себе», например о попытке заменить игру изощренностью языка, упразднить разъединенность между зрителями и актерами (Хандке). Эксперименты с участием в игре зрителей, хэппенингом, затухали, когда они исчерпывались пустым шокированием зрительного зала.
В отличие от этого важный импульс для оживления оперативной политической драматургии дало движение «уличных театров», достигших к концу 60-х годов расцвета наряду с политическими действиями внепарламентской оппозиции. Политический уличный театр и в дальнейшем оставался важной составной частью театральной жизни Германии.
Официально не признанными театральными труппами были поставлены вопросы о правах режиссера и актера, проблемы ответственности театрального коллектива и т. п., которые сразу подхватили работники «буржуазного театра». С начала 70-х годов, когда кризисная программа экономии привела к радикальному сокращению денежных дотаций, эти стремления к реформе театра уступили место элементарной борьбе за существование. Именно поэтому любительские театры, песенные ансамбли и игровые группы продолжали сохранять большое значение для культурной массовой работы в социалистическом движении.
Существенное тематическое значение для развивающейся социально-критической реалистической драматургии имело возвращение к разоблачению фашизма, которое теперь, в условиях обострения противоречий и классовой борьбы, велось с новых, изменившихся позиций. Второй существенный момент, касавшийся содержания, проистекал из постановки вопроса о возможностях изменения общества, которые рассматривались в современных условиях и были связаны с революционной темой. И, наконец, социальная действительность получила к концу 60-х и в 70-е годы более широкий доступ в драматургию.
Политизация театра в 60-х годах Германии