• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения на свободную тему > Характеристики мятежных феодалов в пьесе Шекспира «Генрих V»

 

Характеристики мятежных феодалов в пьесе Шекспира «Генрих V»

Как показывает первая сцена третьего акта, феодалы, планируя расчленение Англии, рассматривают самих себя как лиц, равных по значению королю (или, в данном случае, претенденту на престол Мортимеру). Они при каждом удобном случае стараются подчеркнуть, что Генрих IV посажен на троп их руками и что поэтому ему нечего надеяться, что он станет единовластным правителем. Показательна и сама система сравнений, которую употребляет Вустер, критикуя короля:

Вы поступили с нами государь, Как с воробьем птенец кукушки злобный: Нас принялись теснить в родном гнезде.

Это сравнение убедительно показывает, что феодалы выступают против короля не только из-за страха перед возможными репрессиями с его стороны, но и потому, что они не могут примириться с самим фактом становления абсолютной власти в государстве.

Во второй части «Генриха IV» в качестве идеолога мятежных феодалов выступает архиепископ Йоркский Скруп. Его рассуждения о королевской власти также помогают уточнить взгляды феодалов на королевскую власть. Рассматривая шансы феодалов, Скруп характеризует трудности, стоящие перед королем:

Он ведь знает: В стране не выполоть всех сорных трав, Как подозрительность его хотела б; Его друзья с врагами так сплелись, Что, если вырвет с корнем он врага, Тем самым нанесет ущерб и другу.

Сравнение страны с садом, где король, как заботливый садовник, обязан поддерживать порядок, встречается и в «Ричарде II». Но там садовники полагают, что Болингброк вполне способен очистить государство от сорняков, его истощающих:

Он дал приют под царственной листвою Прожорливым и вредным сорнякам, Считая, что они — его опора; Но вот их ныне вырвал Болингброк.

А архиепископ, как истинный феодал, полагает, что король не сможет решительно выступить против взбунтовавшихся аристократов. Архиепископ не понимает, что Генрих IV противостоит мятежникам не столько как первый феодал остальным феодалам, сколько как носитель новой тенденции национального государства. И опять в словах мятежного архиепископа звучат ноты трагической иронии. Во второй части «Генриха IV», где обреченность феодального бунта становится более ощутимой, чем в первой части, прием трагической иронии используется Шекспиром особенно выразительно. Наиболее показательна в этом плане сцена, где архиепископ, поверив обещаниям принца Джона удовлетворить требования восставших феодалов, надеется на скорый мир, который представляется ему как капитуляция короля. Он отвергает мрачные предчувствия Моубрея и в тот момент, когда его участь предрешена, заявляет: «Поверьте, у меня легко на сердце».

Наконец, важным средством характеристики лагеря феодальной анархии служат отношения между мятежными феодалами и народом. Тема взаимоотношений народа и феодальных бунтовщиков возникла в английской исторической драматургии еще до Шекспира. В «Уэкфильдском полевом стороже» Р. Грина она составляет основу конфликта. Подвиг Джорджа Грина, полевого сторожа, выступающего против мятежных лордов, вскрывает пропасть, лежащую между народом и титулованными бунтовщиками. Однако поведение Джорджа отличается крайней прямолинейностью. Он вовсе не пытается осмыслить и оценить позиции той и другой стороны; свою точку зрения он выражает весьма определенно уже в самом начале пьесы:

Вы, судьи, и вы, мои друзья, Соседи — мы все подданные короля. Мы родились англичанами, и потому мы — друзья Эдуарда, Присягнувшие ему еще во чреве наших матерей. Наши мысли принадлежат богу, а сердца — королю; Наше имущество, наше уважение, наши тела Все принадлежит королю Эдуарду.

Несмотря на всю привлекательность Джорджа, обусловленную его высокоразвитым чувством собственного достоинства и сознанием своего превосходства над титулованными особами, этот образ, отражая известную консервативность самого автора, несет на себе печать верноподданнической ограниченности, что снижает его эмоциональное воздействие и реалистическую убедительность; ни во времена Шекспира, ни в более ранние периоды, безусловно, верноподданный йомен не являлся типичным представителем английского крестьянства.



Характеристики мятежных феодалов в пьесе Шекспира «Генрих V»

Другие сочинения по теме:

  1. Значения описаний в пьесе Шекспира «Генрих V» Красочное описание замка — это не случайная деталь. Сходными приемами Шекспир пользуется и в других пьесах. Так, в «Ромео и...
  2. Тема угрызений совести в драме Шекспира «Генрих IV» Тема угрызений совести — важнейший элемент индивидуальной характеристики короля; по мере развития действия она становится даже основным средством этой характеристики....
  3. Исторические данные для характеристики образа Генриха IV в хрониках Шекспира В обеих частях «Генриха IV», так же, как и в пьесах о Генрихе VI, король, именем которого названы хроники, не...
  4. Краткое содержание пьесы Шекспира «Генрих IV» Часть первая Источником сюжета явились несколько анонимных пьес и летописи Холиншеда, с которыми, однако, Шекспир обошелся весьма вольно. Пьесы о...
  5. «Генрих V» Шекспира заключительная пьеса ланкастерского цикла «Генрих V» — заключительная пьеса ланкастерского цикла, являющаяся по отношению к пьесам о Генрихе IV торжественным пятиактным эпилогом, — отмечена...
  6. Прием антитезы в драме Шекспира «Генрих IV» Образ принца Генриха находится в центре системы контрастных противопоставлений обеих частей «Генриха IV». Контрасты между принцем и другими главными действующими...
  7. Образ Болингброка в пьесе «Ричарде II» Шекспира Особое место и пьесе занимает образ Болингброка. Это единственный образ, который не раскрывается полностью на протяжении хроники; цельное представление о...
  8. Язык Шекспира и Мильтона. Сочинение по литературе по пьесе «Пигмалион» В свое время Бернард Шоу сказал о том, что он знает три английских языка: одним он пишет свои произведения, вторым...
  9. Проблема изображения мятежных характеров в реализме Пушкина Проблема изображения мятежных характеров — важнейшая в реализме Пушкина, обусловившая своеобразие его стиля. Но она вовсе не сводится к созданию...
  10. Образ Гонта в «Ричарде II» Шекспира Образ Гонта в «Ричарде II» можно смело назвать плодом творческой фантазии Шекспира, настолько он далек от своего прототипа. В облике...
  11. Генрих Манн — литературное наследство Поборник республиканской мысли в кайзеровской Германии, после 1918 года весьма уважаемая личность в общественной жизни Веймарской республики, Генрих Манн рано...
  12. Характеристика образа Полония в трагедии Шекспира «Гамлет» Почти каждый второстепенный герой трагедии Шекспира, реализуя свою жизненную цель, попадается в ситуацию противостояния с Гамлетом. Творении есть несколько ярких...
  13. Характеристики главных героев повести «Пожар» Центральный персонаж повести — шофер Иван Петрович Егоров. Но главным героем можно назвать саму действительность: и многострадальную землю, на которой...
  14. Характеристики Елизаветы и Марии в драме «Мария Стюарт» Кульминационный пункт борьбы двух королев — встреча Елизаветы с Марией написана Шиллером с исключительным драматизмом. Вначале Елизавета держится снисходительно по...
  15. Характеры действующих лиц пьесы Шекспира «Ричард II» «Ричард II» — это произведение зрелого художника-реалиста, пьеса с очень четко построенным конфликтом, определяющим ее динамическую напряженность. Характеры действующих лиц...
  16. Генрих Белль и его первые произведения В рамках «Группы 47» начал свое творчество Генрих Белль (1917-1985). Белль вышел из семьи мастера-краснодеревщика. Он рос в атмосфере скрытой...
  17. Характеристики главных героев в повести Распутина «Пожар» Центральный персонаж повести — шофер Иван Петрович Егоров. Но главным героем можно назвать саму действительность: и многострадальную землю, на которой...
  18. Урок — Составление характеристики матери Работа над новым материалом 1. Составление характеристики матери Учитель. А сейчас мы будем составлять характеристику главной героини рассказа. На ваших...
  19. Изложение трагедии Шекспира «Макбет» Пустынное место. Гром и молния. Входят три ведьмы. Такой сценой начинается трагедия «Макбет», созданная Шекспиром тотчас же вслед за «Королем...
  20. Приемы психологической характеристики Печорина в романе «Герой нашего времени» Для наиболее полного раскрытия образа своего героя Лермонтов использует не только особенную композицию (принцип нарушенной хронологии), но и сравнивает Печорина...
« Мой Маяковский Маяковский В. В
Краткое содержание романа Белого «Петербург» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения