Портретная характеристика в романе. Ф. М. Достоевского. «Преступление и наказание»
Мне посчастливилось познакомиться с одним из величайших произведений XIX столетия, которое при этом является, пожалуй, самым сложным в психологическом плане романом. Конечно же, это признанное всем миром детище Достоевского — Роман » Преступление и наказание «. Роман , который стал скандальным в своей откровенности относительно самых грязных и жестоких пороков человечества. Этот роман необыкновенен сам по себе, по своей задумке и сюжету.
Достоевский, этот провидец человеческих душ, сумел раскрыть необыкновенные по своей силе и яркости характеры, ввести читателя в самые мрачные, дальние, запретные тайники человеческих душ. Нечасто встретишь роман, в котором обнажаются все мысли действующих лиц. Здесь и расчетливые рассуждения убийцы Раскольникова, и Сонечкины верования во всемогущество Божье, и циничные и жестокие помыслы Свидригайлова. Но мы узнаем о внутреннем мире героев не только из описания их поступков, чувств и переживаний. Нет.
Тут существует тонкая философия: автор представляет нам своего героя, дает его портретную характеристику, а уж затем разрешает нам копаться в деталях, как бы осмысливая мельчайшие подробности, вследствие чего в сознании нашем возникает полный, оконченный портрет личности, состоящий из поступков и мыслей, скрывающихся за лицом, а чаще всего за глазами. Давайте посмотрим на портрет главного героя романа Родиона Раскольникова: «…Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Глаза, глаза, первыми всегда должны быть глаза, ведь это зеркало души, не правда ли? Так что же, разве у Раскольникова темная душа?
Ведь нет, она прекрасна и загадочна. Этот человек не высвечивается сразу. Потихоньку, раз за разом мы познаем его моральные качества, переходя от главы к главе, следя за тем, как автор посвящает, нас в тайны сознания Родиона. Перед читателем разворачивается картина духовного мира героя. И только в конце, в эпилоге, заканчивается великая борьба Рас-кольникова-человека и Раскольникова-теоретика, наступает гармония в этой его исстрадавшейся, измученной мятежной душе.
Все переживания и мысли героя волей автора перенесены и заключены в его прекрасные темные глаза. Недаром ведь любое его чувство ярче отражается во взгляде. Так он чаще всего становится понятен своей сестре Дуне . Ну не будь она похожа на брата, разве нашли бы они когда-нибудь общий язык?
А ведь как часто Федор Михайлович упоминает ее с братом чрезвычайную схожесть во всем. Они же точные копии друг друга: каждый со своими принципами, гордыней, умом. Авдотья Роман овна с самой первой встречи с читателем представляется натурой сильной и во всех отношениях неординарной. Своей красотой и волевым характером Дунечка сейчас же очаровывает сердце простоватого, но честного и горячего Разумихина.
Как ни странно, но два самых близких Расколь-никову человека являются прямыми друг другу противоположностями. Соня Мармеладо- Ва — тоненькая, хрупкая, робкая восемнадцатилетняя девушка — предстает перед взором читателя маленьким, голубоглазым, со светлыми вьющимися волосами созданием. Она вся такая чистая и нежная.
Сонечка считает, что «робостию и покорностию» можно добиться расположения в людях. «Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней». Сонечка совсем не как Дуня реагирует на происходящее. Дуня непоседлива, она ходит из угла в угол, скрестив руки на груди, нахмурив брови.
Соня же всегда твердо знает: выход в вере, непостижимой вере в Бога. «Бог, бог не допустит…» — единственное, что служит этой еще девочке опорой и защитой в обезумевшей круговерти жизни. Соня чиста и невинна, но она не сознает своей духовной чистоты, ей все кажется, что великий грех лежит тяжким грузом на ее душе. Однако даже то, что Родион Раскольников единственно в ее сердце нашел ту животворящую, спасительную любовь и силу, которые и вернули его к жизни, доказывает моральную мощь физически хрупкой Сони Мармеладовой. ‘ Когда Соня сердится, она походит на маленькую птаху, но чуть только Раскольников смеет усомниться в Господе, ее глаза сверкают гневом и просыпается то упоительное сознание могущества собственной души во главе с Богом. Именно Сонечка, тихая, кроткая, «вечная Сонечка» заставляет поверить убийцу в перерождение. Именно она спасает его от «пули в лоб», и именно она являет собой неумолимый приговор, решение которого нельзя изменить.
Эта девочка, «со скромною приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом», становится впоследствии и спасением молодого Раскольникова, и его наказанием. Как выражается Пульхерия Александровна, «тут-то вот главное и сидит». А вам никогда не приходила в голову мысль, что Р. Р. Раскольникову очень повезло потому лишь, что он нашел свое утешение в Соне? Дунечка же могла стать одухотворяющим началом для Свидригайлова, однако по воле автора эти две сильные личности абсолютно разные, можно сказать, полярные, впрочем, как и Соня с Раскольниковым.
Но не смогла Дуня стать спасением для Свидригайлова, ведь в ней нет Сонечкиного всепрощения и понимания. При всей своей самоуверенности она боится Свидригайлова, боится его безбожности, его уж слишком голубых глаз, смотрящих пристально и тяжело. Как только Аркадий Иванович появляется на сцене, мы понимаем, что он человек непростой, со своей философией.
Его белое, румяное лицо, обрамленное густыми белыми волосами и бородой, с румяными алыми губами, лицо, слишком уж моложавое, делающее его похожим на китайскую фарфоровую куклу, служит ему маской. Однако есть же чувства у этого человека, ведь в груди его бьется то же самое человеческое сердце. Свидригайлов — человек, привыкший к роскоши и достатку, но ничуть не нуждающийся в них, преподносится нам как личность, окончательно погрязшая в пороках.
Это человек бессердечный, насмешливый и бесчеловечный. На протяжении всего повествования Свидригайлов предстает перед нами натурой крайне циничной и практически совсем лишенной души. Но наше отношение меняется во время одного лишь эпизода: разговора с Дуней. Тут перед нами обнажается полный психологический портрет Свидригайлова.
Срывая неживую маску-лицо, мы обнаруживаем океан бушующих чувств, которые все, до бесконечности посвящены Дуне. «Так не любишь?» — сколько горечи сквозит в этих самых незамысловатых словах! Свидригайлов гонит Дуню прочь, он умоляет ее исчезнуть скорей раз и навсегда из его жизни, пока не разразилась буря. Буря начинается той же ночью, которую Аркадий Иванович проводит в какой-то захудалой гостинице.
Проведя ночь в кошмарном бреду, он на следующее Утро пускает себе пулю в лоб. Не то же ли самое он предсказывал Родиону? Судьба человека-маски трагична.
Полюбив единственный раз по-настоящему, самоотверженно, он не встретил ответного движения души и погубил себя, хотя это был собственно человек, по теории Родиона, человек, могущий все, которому дозволено то, что не может делать «тварь дрожащая». И именно этот человек, переступивший законы и моральные устои, сломался и понял бессмысленность, ничтожность и бесполезность своей жизни. В этих взаимоуничтожающих и не приемлемых обыденными людьми противопоставлениях и заключается манера психологического портрета Ф. М. Достоевского. Своими портретными зарисовками автор сумел с превосходным мастерством передать чувства, обуревавшие его героев в течение всех дней с первой главы до эпилога. Но не только эти недолговечные эмоции нашли свое отражение в портретах Раскольникова, Ду-нечки, Свидригайлова и Сони Мармеладовой.
Существуют также и другие, исходящие из подлинных нрав-ственных качеств героев. Так бунт, происшедший в душе Родиона, отражается на его портрете. В темных глазах его перед нами проносится буря, влекущая за собой безумство, но раскаяние приносит спокойствие и веру, веру, которая помогает жить дальше. Его почти черные, полные страдания глаза становятся голубыми и ясными, как у худенькой Сонечки. «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере…» Достоевский представляет своих героев людьми мыслящими, страдающими, ищущими, он показывает нам самые мрачные закоулки человеческих душ и самые высокие их порывы.
И особое значение здесь имеет именно Портретная характеристика.
Портретная характеристика в романе. Ф. М. Достоевского. «Преступление и наказание»