Посмеемся!
— Как называются главы «Кому на Руси жить хорошо»?
— «Крестьянка» и «Подкидыш».
Из диалога на уроке
А потом Максим Петрович поскользнулся и упал прямо перед Екатериной Второй…
— Поскользнулся?
— Да, там сказано: «На кураге ему случилось оступиться». Курага же скользкая, как банановая шкурка. Видно, кто-то принес и уронил…
Из диалога на уроке по «Горю от ума»
На экзамене студентов-журналистов письменно опрашивают, что они читали из списка литературы. Среди ответов есть и такое название: «О копах Сталининграда» .
Прислано из Самары
«Война и народ», «Осужденные и оскорбленные», «Старуха и Зергиль».
Список литературы глазами школьника
Толстов совместил два противопоставленных слова «Война и мир». Это название прижилось, потому что в нем есть антипода.
Из школьного сочинения
Волной пассивной меланхолии прокатывается по нам автор, и мы, принимая это настроение, образуем однородную смесь серого пессимизма.
Из школьного сочинения
У Пушкина символ свободы — орел, призывавший узника лететь вместе с ним, а у Лермонтова на месте орла появляется конь.
Из школьного сочинения
С резными вставнями окно.
М. Ю. Лермонтов
У Тараса Бульбы было двое сынуев.
Прислано из Оренбурга
«Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки».
В этих двух строках «ой» встречается аж пять раз, что придает звучанию своеобразный оттенок икоты.
Из школьного сочинения
В «Детях капитана Гранта» важны названия, потому что им пришлось искать отца на одной широте, так как долгота смылась водой.
Из школьного сочинения
Диалог Сережи и дедушки:
— Дедуля, ты представляешь, Юрий Долгорукий умер!
Дедушка делает серьезное лицо:
— Да ну?
— Да, и Пушкин, и Гоголь — все умерли!
— Какой ужас!
— Да! И знаешь, дедуль, кто их всех убил?
— И кто же?
— Дантес!
Из наблюдений мамы-учительницы
Анализировали «Выхожу один я на дорогу». Темному дубу, который «склонялся и шумел», досталось дважды: «Герой стихотворения мечтает вернуться к корням того дуба, благодаря которому он появился на свет» и «Вечно шумящий дуб — это поэзия самого Лермонтова, которая переживет века».
Из записной книжки учителя
Урок по биографии Пушкина. Должна пойти речь о том, что после Одессы, южного, портового города, где есть светское общество, театр, развлечения, жизнь в Михайловском могла показаться поэту каторгой. «Друзья опасались, что Пушкин или запьет, или сойдет с ума. Почему?» «Может быть, потому что ему придется опять жить с родителями?» — задумчиво произносит девятиклассник.
Из диалога на уроке
У Манилова была беседка с надписью: «Храм уединенного возбуждения».
Еще пример на ту же тему. Фраза Базарова: «Проштудируй-ка анатомию глаза — откуда тут взяться загадочному взгляду?», соединившись с последующими его рассуждениями о любви, в ученическом сочинении превратилась в такое умозаключение: «Базаров так и не сумел найти орган, отвечающий за любовь».
Из литературных оговорок по Фрейду
В проверочной работе на знание текста «Бориса Годунова» встретилась так записанная фамилия героя: Крупский . Оговорка замечательная, тем более если вспомнить, кого в анекдотах советского времени называли Крупским…
Из записной книжки учителя
При изучении славянизмов дошли до слова «перси». «Это грудь, Дети! И теперь вы знаете, что такое наперсник». «Да, бюстгалтер», — в полной тишине и серьезным тоном произносит девятиклассник. Все прочие готовятся записывать — и хоть бы тень улыбки…
Из записной книжки учителя
Посмеемся!