Повесть о Горе-Злочастии: История русской литературы
ПОВЕСТЬ О ГОРЕ-ЗЛОЧАСТИИ — стихотворное произведение XVII в., сохранившееся в единственном списке XVIII в. . П. начинается с рассказа о первородном грехе, причем автор излагает не каноническую, а апокрифическую версию, согласно которой Адам и Ева «вкусили плода виноградного».
Подобно тому как первые люди нарушили божественную заповедь, так и главный герой П.- молодец, не послушав «учения родительского», пошел в кабак, где «упился без памяти». Нарушение запрета наказано: все одежды с героя «слуплены», а накинута на него «гунка кабацкая», в которой он, стыдясь случившегося, идет «на чужую сторону». Он попадает там «на почестей» пир, ему сочувствуют и дают мудрые наставления, молодец снова нажил себе «живота больше старого, присмотрил невесту себе по обычаю».
Но тут, на пиру, он изрек «слово похвальное», которое и подслушало Горе. Привязавшись к нему, являясь во сне, оно убеждает отказаться от невесты и пропить свои «животы». Молодец последовал его советам, снова «скинул он платье гостиное, надевал он гунку кабацкую». Попытки молодца избавиться от страшного спутника, по совету добрых людей, явиться с раскаянием к родителям ни к чему не приводят.
Горе предупреждает: «Хотя кинься во птицы воздушные, хотя в синее море ты пойдешь рыбою, я с тобою пойду под руку под правую». Наконец молодец нашел «спасенный путь» и постригся в монастыре, «а Горе у святых ворот оставается, к молодцу впредь не привяжется».
Д. С. Лихачев характеризовал П. как «явление небывалое, из ряда вон выходящее в древней русской литературе, всегда суровой в осуждении грешников, всегда прямолинейной в различении добра и зла. Впервые в русской литературе участием автора пользуется человек, нарушивший житейскую мораль общества, лишенный родительского благословения», «впервые… с такой силою и проникновенностью была раскрыта внутренняя жизнь человека, с таким драматизмом рисовалась судьба падшего человека». В П. нет реалий, которые позволили бы ее точно датировать, но очевидно, что главный герой — человек XVII в., «бунташной» эпохи, когда ломался традиционный уклад жизни. П. возникла на стыке фольклорной и книжной традиции; ее «питательной средой» были, с одной стороны, народные песни о Горе, а с другой — книжные «покаянные стихи» и апокрифы.
Но на основе этих традиций автор создал новаторское произведение, и в русскую литературу «в гунке кабацкой» вошел герой греховный, но вызывающий сострадание — дальний предшественник Мармеладова из «Преступления и наказания».
Изд.: Повесть о Горе-Злочастии / Подг. текста, ст. и комм. М. О. Скрипиля // Русская повесть XVII века,-Л., 1954.-С. 103-115, 400- 417; То же / Подг. текста и примеч. Д. С. Лихачева//Изборник .-С. 597-608; Повесть о Горе-Злочастии / Изд. подг.
Д. С. Лихачев, Е. И. Ванеева.- Л., 1984; То же / Подг. текста Д. С. Лихачева//Изборник .- С. 347-357; То же / Подг. текста и комм. Е. И. Ванеевой // ПЛДР: XVII век.- М., 1988.- Кн. 1.-С.
28-38, 605. А. Г. Бобров
Повесть о Горе-Злочастии: История русской литературы