Повести Михаила Петровича Погодина
Повести М. П. Погодина начинают появляться в печати с 1826 г., а в 1832 г. они выходят отдельным сборником в трех частях. Судьба Погодина — один из ярких примеров того, как реакции удавалось ломать и подчинять себе людей, начинавших свою деятельность в прогрессивном лагере. Сын крепостного крестьянина, талантливый русский человек, Погодин имел все данные для того, чтобы стать одним из передовых деятелей русской культуры. Но этого не произошло.
Первые, и притом лучшие, по справедливой оценке В. Г. Белинского, повести Погодина предшествовали прозе А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. В период, когда русская проза переживала еще процесс становления, когда наиболее значительные ее достижения были представлены бытовыми повестями В. Т. Нарежного, с одной стороны, и ранними романтическими повестями А. А. Бестужева — с другой, разночинец Погодин пришел в литературу со своей темой. «… Мир его поэзии,- писал о Погодине Белинский,- есть мир простонародный, мир купцов, мещан, мелкопоместного дворянства и мужиков» (I, 276). В повести «Нищий» (опубл. 1832) Погодин вводит в литературу демократического героя. «Нищий» — повесть о крепостном крестьянине, пережившем драму личной жизни. Невеста героя приглянулась барину, который и взял ее к себе в наложницы. Не стерпев, парень покусился на жизнь барина, за что был отдан в солдаты. Кончил жизнь он нищим в Москве. Повесть Погодина по праву может быть отнесена к числу антикрепостнических произведений, хотя, рисуя крестьянина-мстителя, автор не поднимается до социальных обобщений.
Антидворянскую направленность мы находим и в повести «Как аукнется, так и откликнется» (1826). Погодин описывает, как помещики определили размеры крестьянского оброка путем вычитания минимума, потребного крестьянину для того, чтобы «дышать и работать», из максимума, который он может выработать, «обливая потом и кровью землю». Когда на сходке крестьяне выразили свое несогласие с такими расчетами, «под окошками в березняке послышался шум от ломаемых сучьев» и народ со словами «воля ваша» разошелся.
В повести «Черная немочь» (1829) Погодин рисует трагедию одаренного юноши из купеческой семьи, в котором пробудились идейные запросы и который попытался вырваться из затхлой атмосферы купеческого быта и стяжательских интересов. Домостроевские традиции оказались сильнее, и юноша, будучи не в силах бороться с ними, кончает жизнь самоубийством. Белинского не удовлетворило решение проблемы положительного героя в «Черной немочи», но изображение в повести купеческого быта, нравов, характеров критик оценил высоко. Отметив типичные черты персонажей Погодина, Белинский обобщает: «…вся эта жизнь, подлая, гадкая, грязная, дикая, нечеловеческая, изображена в ужасающей верности» (I, 227). Тем самым он признает реалистическую направленность повести. Погодин критически относится к изображаемой им жизни и видит в обществе социальное неравенство, от которого особенно страдает крепостной крестьянин, орошающий землю «кровавым потом». Однако Погодин не становится на путь активного протеста и успокаивает себя и читателя рассуждением о том, что «всякое звание, очевидно, необходимо в обществе». Демократизм Погодина был непоследовательным, что не позволило ему подняться до подлинного реализма. Особенно заметны следы романтизма в образе героя «Черной немочи», который дан как талантливый одиночка, живущий отличными от интересов «толпы» порывами и стремлениями, как романтически-исключительная личность.
Будущий историк, Погодин попробовал свои силы и в жанре исторической драматургии. Его драму «Марфа Посадница» (1830) высоко оценил Пушкин, увидевший в ней близость к своим драматургическим принципам.
На этом прекращается деятельность Погодина-беллетриста, и он целиком отдается исторической науке и журналистике. В то же время Погодин отходит и от своего раннего демократизма, сближаясь с идеологами «официальной народности». Вместе с С. П. Шевыревым Погодин становится во главе реакционных профессоров Московского университета, начавших борьбу с прогрессивной группой профессуры, возглавляемой Т. Н. Грановским. Вместе с Шевыревым он с 1841 г. начинает издавать журнал в духе «официальной народности» и славянофильства — «Москвитянин», который повел идейную борьбу против «Отечественных записок» и Белинского. Тем не менее художественное творчество Погодина не может быть забыто в истории русской прозы, и Белинский отводит ему законное место в своей статье о русской повести.
Повести Михаила Петровича Погодина