• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Готовые сочинения > Повести временных лет: Житие Бориса и Глеба

 

Повести временных лет: Житие Бориса и Глеба

ЖИТИЯ БОРИСА И ГЛЕБА. Борис и Глеб — одни из первых святых, канонизированных русской православной церковью, младшие сыновья Владимира Святославича. Вскоре после смерти их отца в 1015 г. они оба были убиты своим старшим братом Святополком. Борис погиб на р. Альте 24 июля, а Глеб 5 сентября близ Смоленска. В результате четырехлетней войны Святополк был побежден сыном Владимира-Ярославом Мудрым. Очевидно, при Ярославе и была предпринята первая попытка канонизации святых братьев. Тогда же начали складываться первые повествования об их гибели. Ко временам Ярослава относится возникновение местного культа Бориса и Глеба в Вышгороде, где они были похоронены. Перенесение мощей Бориса и Глеба в новый храм сыновьями Ярослава 20 мая 1072 г. считается моментом их окончательной канонизации. Даты их памяти, 24 июля, а позднее и 2 мая (день второго перенесения мощей в 1115 г.), становятся общерусскими праздниками. Первоначально их почитали как целителей, но очень скоро Борис и Глеб становятся покровителями всех русских князей как их святые сродники. Они — помощники в битвах, их именем призывают к единству Руси, прекращению междоусобных войн.

Жизни и мученической кончине Бориса и Глеба посвящен ряд древнерусских памятников. Это так называемая «Летописная повесть» — рассказ о гибели князей, читающийся в составе «Повести временных лет» (статья 1015 г.), «Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба» Нестора и анонимное «Сказание и страсть и похвала святую мученику Бориса и Глеба». О взаимоотношениях этих текстов в науке существуют различные суждения.

В литературном отношении наиболее совершенным является «Сказание» Оно открывается краткой исторической экспозицией, повествующей о киевском князе Владимире и его сыновьях. Перед смертью Владимир посылает «блаженного и скоропослушливого» сына своего Бориса против печенегов. Возвращавшегося в Киев Бориса встречает вестник, сообщающий о смерти отца Агиограф приводит пространный плач Бориса, исполненный самых высоких похвал умершему и горестных сетований о его кончине И тут же Борис, как бы предугадывая свою участь, с одной стороны, изъявляет готовность «горькую печаль» свою «прострети» к брату Святополку, с другой — констатирует, что он «о биении моемь помышляеть» Так создается типично агиографическая коллизия не обманываясь в коварных намерениях Святополка, Борис оплакивает свою грядущую гибель, но ни в коей мере не помышляет о сопротивлении старшему брату. Побуждаемый дьяволом, Святополк посылает убийц к Борису, а тот в предвестии своей гибели вспоминает аналогии из житийной литературы, когда праведник бывал убит своими близкими Бориса одолевают тяжелые предчувствия, он страстно молится, поет псалмы и, уже слыша шепот убийц, подошедших к шатру, лишь благодарит Бога, что он сподобил его принять смерть от брата. Аналогично описано и убийство Глеба Но здесь агиограф вносит новый оттенок Глеб изображен им как совсем юный, едва ли не отрок, молящий убийц «Не губите меня, в жизни юного, не пожинайте колоса, еще не созревшего, соком беззлобия налитого». Далее в «Сказании» повествуется о битве на Альте со Святополком Ярослава, о победе последнего и злой смерти Святополка «в пустыни межю Чехы и Ляхы». Завершает «Сказание» похвала святым. В старшем из известных списков — в Успенском сборнике XII-XIII вв-«Сказание» соединено со «Сказанием чудес» святых Оно содержит также историю строительства посвященных им храмов. Так как оба памятника — собственно «Сказание» и «Сказание о чудесах» — обычно переписывались вместе, то некоторые исследователи (например, Н Н Воронин) считали, что они написаны одновременно, и датировали время создания «Сказания» периодом после 1115 г. Этому выводу противоречат стилистические различия между памятниками, композиционная законченность как самого Ж., так и «Сказания чудес». Последнее имеет собственное предисловие и не имеет заключительной части, очевидно, потому, что текст мыслился как открытая структура: к нему могли присоединяться новые рассказы о чудесах. Поэтому большинство исследователей считают,, что «Сказание чудес» было составлено независимо от Ж., возможно, на основе записей, ведшихся при Вышегородской церкви.

Из всех произведений Борисо-Глебского цикла «Сказанию» наиболее близок рассказ об убиении братьев в «Повести временных лет», который, очевидно, возник раньше «Сказания» и «Чтения». Само «Сказание» было, скорее всего, приурочено к торжественному перенесению мощей в 1072 г.

«Чтение», написанное Нестором, внешне более соответствует агиографическому канону (например, оно открывается пространным рассуждением о вечной борьбе добра со злом, что и является, по мысли агиографа, содержанием всемирной истории; изображение князей-мучеников более традиционно, лишено живых, естественных оттенков, присутствующих в «Сказании»). По словам Д. С. Лихачева, «Чтение» — публицистическое произведение, проникнутое стремлением «убедить князей прекратить губительные для русского народа усобицы» (Русские летописи и их культурно-историческое значение.-М.; Л., 1947.-С. 149). «Чтение» не получило в книжности широкого распространения, «Сказание» же, напротив, сохранилось почти в двух сотнях списков.

И «Сказание», и «Чтение» отличает необычайная для агиографии коллизия: по типу своему это жития-мартирии, но если в подобных житиях убийца обычно представитель иного вероисповедания или язычник, то Святополк — христианин, и конфликт приобретает совершенно иной, политический оттенок. «Поведением Бориса и Глеба, не поднявших руки на старшего брата даже в защиту своей жизни, освящалась идея родового старшинства в системе княжеской иерархии: князья, не нарушившие своей заповеди, стали святыми» (Дмитриев Л. А. Комментарий ПЛДР: Начало русской литературы: XI — начало XII века.-Л., 1978.-С. 452).

Изд.: Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им Подг к печати Д. И. Абрамович — Пгр, 1916, Сказание о Борисе и Глебе Подг. текста, перевод и комм Л. А. Дмитриева ПЛДР — Начало русской литературы XI-начало XII века.-М, 1978 — С 278-303, 451-456, Сказание о Борисе и Глебе Факсимильное воспроизведение житийных повестей из Сильвестровского сборника Вступ ст Л. А. Дмитриева — М, 1985.

Лит.: Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах — СПб, 1908 — С 29-97; Серебрянский Княжеские жития-С. 81-107, Воронин Н. Н. Анонимное сказание о Борисе и Глебе, его время, стиль и автор ТОДРЛ.-1957-Т. 13-С 11-56, Еремин И. П. Сказание о Борисе и Глебе Еремин И. П. Литература Древней Руси. Этюды и характеристики-М.; Л, 1966-С 18-27, ДмитриевЛ. А. Сказание о Борисе и Глебе Словарь книжников — Вып 1 — С 398-408.

Н. И. Милютенко



Повести временных лет: Житие Бориса и Глеба

Другие сочинения по теме:

  1. «Повесть временных лет» — историческая книга и сборник эпических произведений Оригинал этой летописи не сохранился, но до нашего времени он дошел в списках ХI-ХV ст. Древнейшими считают список Лаврентьевский (1377)...
  2. Основные жанры древнерусской литературы: летопись, житие, слово Первые произведения оригинальной древнерусской литературы, дошедшие до нас, относятся к середине XI столетия. Их создание обусловлено ростом политического, патриотического сознания...
  3. Краткое содержание «Повести временных лет» Вот свидетельства прошедших годов о том, когда впервые упоминается и от чего происходит название «Русская земля» и кто раньше начинает...
  4. Личность Бориса Годунова и описании Толстого Главным героем всей «драматической поэмы» и, соответственно, важнейшим для Толстого историческим персонажем конца XVI — начала XVII века оказался Борис...
  5. Эссе о творчестве Бориса Зайцева Из писателей-изгнанников Борис Зайцев внес едва ли не самый значительный вклад в русскую литературу 20 века. Поэт прозы, крупнейший представитель...
  6. Самодержавие царя Бориса Годунова в описании Толстого Самодержец, опирающийся на «обычай», силен генетической народной памятью о «семейном главенстве» и в качестве «отца народа» не подлежит критике «снизу»....
  7. Комментарии к сюжету «Житие великого грешника» Достоевского Чрезвычайно сходно и отношение умиленно «сентиментальное» ко всему миру и к «красе мира» Макара и у Зосимы. Не забудем, что...
  8. Поэтический мир Бориса Пастернака Поэтический мир Бориса Пастернака предстает перед нами во всем своем богатстве — богатстве звуков и ассоциаций, которые открывают нам давно...
  9. Стихотворение бориса пастернака «Снег идет» Сочинения по литературе: Стихотворение бориса пастернака «Снег идет» Стихи Бориса Пастернака — неповторимый лирический мир, стремительный поток ярких красок, солнечного...
  10. О героях рассказов Бориса Екимова Где берет материал для своих произведений писатель? Везде, там, где живут люди. Какой это материал, какие герои? Тот материал, и...
  11. «Летопись Русская»: «Повесть временных лет» и «Киевская летопись» Проходят времена, исчезают в безвестности государства, рассыпаются величественные здания и памятники, высыхают деревья и реки, а написанное слово остается, чтобы...
  12. ИНОКА ФОМЫ «СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ» ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ БОРИСУ АЛЕКСАНДРОВИЧУ Идея преемственности Русской землей и русским князем византийского церковного и политического наследства в связи с событиями Флорентийской унии и завоеванием...
  13. «Житие протоппа Аввакума»: историческая основа, круг идей, поэтика Церковная реформа (Никон) — приведение к единству русского церковного обряда и написаниц богослужебных книг, практиковавшимися в современной греческой церкви и...
  14. Вопрос о роли и значении летописей в процессе создания «Бориса Годунова» Дело вовсе не в объеме фактического материала, каким Пушкин воспользовался непосредственно из летописей и других памятников древней русской письменности. Фактическим...
  15. ЖИТИЕ ЮЛИАНИИ ЛАЗАРЕВСКОЙ В числе житий XVII в., отступающих от установившегося шаблона и стремящихся к заполнению изложения реальными биографическими фактами, наиболее значительное место...
  16. Судьба сельского учителя в произведениях Бориса Гринченко Борис Гринченко принадлежит к тем деятелям культуры, которые возносили роль образования. Находясь в жестоких условиях действительности XIX века, он на...
  17. Философская проблематика поэзии Бориса Пастернака Философская направленность лирики Пастернака во многом обусловлена биографическими факторами. Музыка, живопись и литература определяли атмосферу детства поэта. Его отец был...
  18. Идея жизни и творчества, в произведениях Бориса Пастернака Искусство возникает среди будничности — эту истину Борис Пастернак запомнил еще из детства: ему посчастливилось появиться на мир в семье...
  19. Музыка переплеталась у меня с литературой (творчество Бориса Пастернака) Однажды высокий худой школьник возвращался из гимназии. Изобиловала весна. Цвели яблони, вишни, и все было покрыто белыми облачками цветущих крон...
  20. Краткий обзор произведений Бориса Зайцева Борис Константинович Зайцев, талантливый русский писатель, был возвращен из небытия благодаря демократическим преобразованиям в моей стране. Прочитав его книгу «Улица...
« Краткое содержание «Хижины дяди Тома» Бичер-Стоу
Трагедія людини й природи в добутку Астафьева «; Цар-Риба» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения