Повторение и обобщение изученного «Я и мир» за семестр
Цель: систематизировать и обобщить изученный учениками на протяжении I-го семестра учебный материал, а именно: проверить знания о писателях, содержании их произведений, понятий по теории литературы; развивать память, внимание, логическое мышление, умение аккумулировать собственные знания во время обработок задач, грамотно высказывать собственную мысль, формировать кругозор, мировоззрение школьников; воспитывать чувство уважения к литературному слову, его художникам, любви к родному краю, народу, прививать интерес к следствиям собственной работы.
Тип урока: нестандартный урок-игра «Мой мир и знаменитая давность Украины».
Оборудование: портретная галерея писателей, творчество которых изучалось на протяжении І семестра; книжная выставка их произведений и ученических рисунков к ним; музыкальное оформление.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Объявление темы, цели урока.
Мотивация учебной деятельности.
III. Основное содержание урока.
Знание и мудрость — украшение человека.
А. Навои.
Чтение дает знания, беседа — изобретательность, а привычка записывать — точность.
Ф. Бекон.
1. Вступительное слово учителя.
Уважаемые друзья! Сегодня наш урок необыкновенный. Нам необходимо доказать хозяйке Литературе прочность тех знаний, которые мы получили за І семестр. Это даст нам возможность открыть ворота, чтобы попасть в мир интересных приключений и юмора, т. е. продолжить захватывающее путешествие.
А готовы ли вы преодолевать разнообразные препятствия? Итак, начинаем игру-конкурс «Мой мир и знаменитая давность Украины».
Для этого нужно распределиться на две группы и придумать им названия, избрать капитанов.
Оценивать соревнование будет наше уважаемое жюри. (Объявляется состав жюри).
Наша игра состоит из нескольких конкурсов: «Отгадай», «Народоведческий», «Исторический», «Кроссвордный», «Писательский», «Страницами художественных произведений», «Скоростной».
2. Проведение конкурсов.
Итак, начнем наше соревнование с загадок. На каждый ответ предлагается 30 секунд. Отвечает та команда, которая первой подготовила ответ.
2.1. «Отгадай-ка».
Каждый сколько хочет берет, А все остается. (Книга) Белая грядка — Черные зернышки. Посеяла по порядку — И имею загадку. Кто зернышки знает, Тот отвечает. (Лист, бумага). Тоненькое, кругленькое, Сердце черненькое. Кто на его след взглянет, Мысль его узнает. (Карандаш). Стоит дом. Войдешь в него слепым, Выйдешь зрячим. (Школа). Белое поле, черные семена, Кто не умеет, Тот не посеет. (Писание).
2.2. «Народоведческий».
1) К какому циклу календарно-обрядовой поэзии принадлежит мистерия «Вождение козы»? (Зимнему).
2) Что символизировал кот в славянских культах как полумифическое существо? (Оберег дома (спит на печи, стережет покой, не выходит далеко от дома, всегда возвращается)).
3) Для чего славянами выпекался символический корж в форме птиц, с которым они ходили, подняв его высоко над головой? (Призвали весну прийти на землю, а это время года приносят на крыльях птицы).
4) Какой народный праздник свидетельствует об окончательном господстве лета на земле? (Купала).
5) Что делали женщины на Русальную неделю для задобрения этих фантастических существ? (Развешивали по деревьям дары).
6) Назовите известных вам авторов песен литературного происхождения (Т. Шевченко,
С. Руданский, И. Франко, Л. Глибов, М. Старицкий, М. Кропивницкий и др.).
2.3. «Исторический».
1) Стрелецкие песни были созданы и бытовали среди… (бойцов отрядов Украинских сечевых стрельцов).
2) В каком городе жил ханский сын у князя Владимира из произведения Н. Вороного «Евшан-зелье»? ( в Киеве).
3) Назовите лиц, которые принимали участие в выкупе Т. Шевченко из крепостничества (К. Брюллов, В. Жуковский, Е. Гребенка, В. Григорьевич, О. Венецианов, И. Сошенко).
4) Потомком какого рода был Т. Шевченко? (Казацкого).
5) В какой стране родился «Федька-Халамидник» В. Винниченко? (Франции).
6) В каком году Верховной Радой Украины был утвержден текст национального гимна нашего государства, за основу которого взят стих П. Чубинского «Еще не умерла Украина»? (2003 год).
2.4. «Кроссвордный».
1. Определите жанр песни летнего периода. (Купальская).
2. Название песни зимнего периода. (Посевная).
3. Имя автора «Повести временных лет». (Нестор).
4. С помощью чего ханский сын вспомнил о родном крае в произведении Н. Вороного? (Зелье)
5. Жители сказочного города произведения Эммы Андиевской. (Яяне).
2.5. «Писательский».
1) Что объединяет Е. Пчилку и Лесю Украинку? (Мать и дочь, обе писательницы).
2) Где побывала Леся Украинка во время лечения? (В Египте, Грузии и в Крыму).
3) Под влиянием какого писателя П. Чубинский начал писать стихи, печатался в журнале «Основа»? (Т. Шевченко).
4) Кто из писателей, кроме А. Довженко, писал киносценарии? (С. Чернилевский).
5) Почему И. Калинец назвал свою дочь Звонкой? (Звонка — имя любимой предводителя карпатских повстанцев Алексея Довбуша).
6) В какой стране, каком городе в настоящее время живет Эмма Андиевская? (Германия, Мюнхен).
2.6. «Страницами художественных произведений».
1) Что любил смаковать гном (И. Жиленко «Гном в буфете»)? («Какао пить, сосать мятные гостинцы»).
2) Назовите известные вам поэзии И. Калинца из цикла «Чудомир». («Дождь», «Молния», «Книжечка», «Радуга», «Дым»).
3) Кто был Оленем Августом из одноименного произведения Е. Гуцало? (Август — сын искателя. Поскольку он грезил оленями, искатели назвали его Олень Август).
4) За что была осуждена Анна из произведения Л. Костенко «Цветные мыши»? («Она делала… цветных мышей из желтых и сухих листков»).
5) Из-за чего все время страдал Павлик из произведения С. Черкасенко «Маленький горбун»? (Горб, который мешал ему двигаться).
6) Каким образом появился лев на побережье Десны (А. Довженко. «Очарованная Десна»)? («Когда случилась авария поезда под Бахмачем и клетка странствующего зверинца поломалась, выпрыгнул он на волю… махнул на все да и подался на Десну найти себе хотя немного отдыха»).
2.7. «Скоростной».
Назвать как можно больше фантастических героев из произведений, которые изучались на протяжении І семестра.
IV. Итог игры. Объявление жюри результатов. Определение победителей.
V. Объявление списка художественной литературы, которая будет изучаться во II семестре.
Повторение и обобщение изученного «Я и мир» за семестр