Повторение и обобщение по теме «Непостоянные морфологические признаки глагола»
Содержание урока учитель составляет в зависимости от степени подготовки класса. В ход урока можно включить следующие задания. 1. Послушайте предложения. Выпишите из них глаголы и укажите наклонение.
1. Насажу я на крючок хитрую наживку. — Очень хочется поймать золотую рыбку. (М. Львовский) 2. Хоть поверьте, хоть проверьте, Это был чудесный бал! (И. Резник) 3. Но если с другом худо, Не уповай на чудо, Спеши к нему, всегда иди Дорогою Добра! (Ю. Энтин) 4. Кабы не было зимы В городах и селах — | Никогда б не знали мы Этих дней веселых. Не кружила б малышня Возле снежной бабы, Не петляла бы лыжня, Кабы, кабы, кабы… (Ю. Энтин) 5. Солнышко, свети, Пожелай нам, ветер, Доброго пути! (Г. Сапгир) |
2. Образуйте формы времени данных глаголов. Глаголы записывайте в форме второго лица единственного числа. Вырастать, положить, распределять, скосить. 3. По каким признакам можно распределить эти глаголы на две группы? Ученики могут поделить эти глаголы на группы следующим образом.
1 вариант: Вырастать (несов. вид), распределять (несов. вид) — положить (сов. вид), скосить (сов. вид). 2 вариант: Вырастать (1 спр.), распределять (1 спр.) — положить (2 спр.), скосить (2 спр.). 3 вариант: Вырастать, положить — распределять, скосить (глаголы с орфограммой «Гласная в корне с чередованием» — глаголы с орфограммой «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением». 4. Определите непостоянные морфологические признаки глагольных форм, которые соответствуют данным схемам. ___л-, ___ла, ___ло, ___ли. 5. Проспрягайте в будущем времени глаголы Расстроиться, бороться. Окончания выделите. 6. Образуйте все формы повелительного наклонения данных глаголов.
Развлечься, приготовить, спрятать. 7. Составьте схемы, по которым строятся все формы глаголов в условном наклонении.
Повторение и обобщение по теме «Непостоянные морфологические признаки глагола»