• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Скачать сочинения > Тренировочные задания к пьесе «Горе от ума»

 

Тренировочные задания к пьесе «Горе от ума»

Задание 1

В эссе «Чужое горе» из сборника «Родная речь» Петр Вайль и Александр Генис так определяют основной конфликт пьесы: «…Конфликт Чацкого с обществом Фамусова — прежде всего стилистический, языковой. Чацкий изъясняется изящно, остроумно, легко, а они — банально, основательно, тяжеловесно… Все веселое в пьесе принадлежит Чацкому.

Этим он и раздражает общество».

Но мы вдруг встречаем такой искусно составленный монолог , который, казалось бы, противоречит идее «языкового конфликта»:

А все Кузнецкий мост и вечные французы, Оттуда моды к нам, и авторы, и музы: Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! И книжных и бисквитных лавок! — По шутовскому образцу: Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем, Рассудку вопреки, наперекор стихиям; Движенья связаны, и не краса лицу; Смешные, бритые, седые подбородки!

Как платья, волосы, так и умы коротки!..

Задание

1. Укажите, каким героям принадлежат эти строки, и сформулируйте конфликт пьесы, выразителями которого эти герои являются.

2. Подумайте над тем, почему слова двух противоборствующих сторон удалось так изящно соединить в монологе-коллаже. Постарайтесь обосновать свое мнение и с точки зрения стилистики, и с позиций идейного содержания пьесы.

3. Подтвердите или опровергните мнение Гениса и Вайля о наличии «стилистического» конфликта в пьесе, используя цитаты.

Ответ

1. Первые шесть строк в монологе-коллаже принадлежат Фамусову , а следующие — Чацкому . Чацкий ведет себя не так, как принято в фамусовском обществе : он, как настоящий «декабрист в повседневной жизни» , отказывается от определенного типа поведения . Он открыто высказывает свое мнение.

Именно в отказе от преклонения перед богатством и чинами и нежелании помолчать и заключен конфликт между нонконформистом Чацким и традиционным фамусовским обществом.

2. Есть в пьесе и другие конфликты. Например, конфликт «психологический», рожденный из оброненной Софьей фразы: «Он не в своем уме!» . Не обошлось и без традиционного для пьесы любовного конфликта.

В пьесе можно обнаружить и своеобразный конфликт «отечественного и иностранного», отличный от основного противоречия между нонконформистом Чацким и традиционным обществом Фамусова. Как раз слова Чацкого : «Пускай меня объявят старовером, // Но хуже для меня наш Север во сто крат // С тех пор, как отдал все в обмен на новый лад: // И нравы, и язык, и старину святую, // И величавую одежду на другую // По шутовскому образцу…», — в которых герой противопоставляет российское и западное, умело использованы авторами составного монолога. Чацкий критикует нашу способность подражать иностранному; едва ли не об этом же будет говорить и его идейный противник Фамусов.

Он разражается гневными репликами , увидев утром Молчалина выходящим от Софьи. «Уж об твоем ли не радели об воспитаньи!» — возмущенно говорит Фамусов дочери о неприемлемом для барышни поведении. Именно резкая критика иностранного, высказанная обоими героями , объединяет героев и позволяет составить такой монолог.

Кроме того, соединение двух реплик обосновано и стилистическим сходством: возвышенной интонацией, обилием восклицательных знаков и единым стихотворным размером. Во многих монологах чередуются шестистопный и четырехстопный ямб. Так и в данном случае: монолог-коллаж начинается шестистопными строками из речи Фамусова, а к последней строке, принадлежащей Фамусову, написанной уже четырехстопным ямбом, присоединен четырехстопный же ямб Чацкого, который в последующих строках переходит в шестистопный.

Поэтому при первом прочтении кажется, что все это говорит один герой.

3. Размышляя над словами Гениса и Вайля о «стилистическом конфликте» между Чацким и фамусов­ским обществом, стоит задуматься над тем, все ли «остроумное» в пьесе принадлежит Чацкому? Мы же смеемся от души, когда читаем, например, реплики Скалозуба. На вопрос: «Как вам доводится Настасья Николавна?» — он отвечает, что «с нею вместе не служил», а о Москве отмечает, что «пожар способствовал ей много к украшенью».

Однако смешно это, скорее всего, только читателю и, может быть, еще Чацкому, но не самому автору этих слов или внимающему ему Фамусову.

Задание 2

В альманахе «Русская Талия» за 1825 год были напечатаны отрывки грибоедовской комедии. Эта публикация позволила обсуждать пьесу в печати. Одним из самых ярких недоброжелательных отзывов о комедии явился отзыв М. А. Дмитриева , опубликованный в журнале «Вестник Европы» .

По отрывку нельзя судить о целой комеди_; о х_рактере главного действ__щего лица можно! Г. Грибоедов хотел представить ________ и ________ человека, который не нравит_ся обществу людей не образованных. Если бы комик исполнил с_ю мысль то х_рактер Чацкого был бы занимателен, окружающие его лица ________, вся картина _______ и _______! Мы видим в Чацком человека который злословит и говорит все что н_ придет ему в голову: такой человек наскучит во всяком обществе и чем общество образованнее, тем он наскучит________!

Встрет_вшись с девиц_й в котор__ влюблен и с котор__ н_сколько лет не видался он не находит другого разговора кроме ругательств и насмеш_к над ее батюшкой и знакомыми. Потом на вопрос молодой графини зачем он не женился в чужих краях отвечает грубой дерзостью! Мудр_но ли что от такого лица разбегутся и примут за ___________?

Чацкий есть не что иное как сум__брод который находит_ся в обществе людей совсем не ________, но _______ и который умничает перед ними, потому что сч_тает себя умнее: все смешное — на стороне Чацкого! Чацкий, который должен быть умнейшим лицом пьесы, представлен менее всех рассудительным!

Короче г. Грибоедов из_бр_зил очень удачно не которые портреты но не совсем попал на нравы того общества которое в_думал опис_вать и не дал главному х_рактеру надлежащ_й с ними против_положности.

Задание

1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, исправьте орфографические ошибки.

2. В выделенном жирным шрифтом фрагменте на место пропуска подберите подходящее по смыслу наречие, а другие пропуски заполните следующими краткими и полными прилагательными : Умный, образованный, необразованный, сумасшедший, глупый, поучителен, забавен, смешон.

3. Сделайте текст более связным. Для этого дополните его цитатами и пояснениями, приведенными ниже, и вставьте в текст союзы и вводные слова: Но, но, а; например, словом, итак, следовательно, естественно.

Цитаты и пояснения

Он хочет отличит_ся то остроумием, то каким то бранчивым п_три_тизмом перед людьми, которых пр_зирает; он пр_зирает их а между тем очевидно хотел бы что бы они его уважали!

Сама Софья говорит о нем: «Не человек, змея!»

Это такая нес__бразность х_рактера с его назначением которая должна отнять у действ__щего лица всю его зан_мательность и в которой не может дать отчета ни автор, ни самый изыскательный критик.

Ответ

По отрывку нельзя судить о целой комедии, Но о характере главного действующего лица — можно! Г. Грибоедов хотел представить Умного и Образованного человека, который не нравится обществу людей необразованных. Если бы комик исполнил сию мысль, то характер Чацкого был бы Занимателен, окружающие его лица — Смешны, А вся картина Забавна и Поучительна!

Но мы видим в Чацком человека, который злословит и говорит все, что ни придет в голову; Естественно, что такой человек наскучит во всяком обществе, и чем общество образованнее, тем он наскучит Скорее! Например, встретившись с девицей, в которую влюблен и с которой несколько лет не видался, он не находит другого разговора, кроме ругательств и насмешек над ее батюшкой, дядюшкой, тетушкой и знакомыми. Потом на вопрос молодой графини, зачем он не женился в чужих краях, отвечает грубой дерзостью!

Сама Софья говорит о нем: «Не человек, змея!» Итак, мудрено ли, что от такого лица разбегутся и примут за Сумасшедшего?..

…Чацкий есть не что иное, как сумасброд, который находится в обществе людей совсем не Глупых, но Необразованных, и который умничает перед ними, потому что считает себя умнее: Следовательно, все смешное — на стороне Чацкого! Он хочет отличиться то остроумием, то каким-то бранчивым патриотизмом перед людьми, которых презирает; он презирает их, а между тем, очевидно, хотел бы, чтоб они его уважали! Словом, Чацкий, который должен быть умнейшим лицом пьесы, представлен менее всех рассудительным!

Это такая несообразность характера с его назначением, которая должна отнять у действующего лица всю его занимательность и в которой не может дать отчета ни автор, ни самый изыскательный критик!

…Короче, г-н Грибоедов изобразил очень удачно некоторые портреты, но не совсем попал на нравы того общества, которое вздумал описывать, и не дал главному характеру надлежащей с ними противоположности!



Тренировочные задания к пьесе «Горе от ума»

Другие сочинения по теме:

  1. Как в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» совмещаются черты комедии и драмы? «Горе от ума» — это уникальное творение А. С. Грибоедова, поскольку совмещает в себе черты комедии и драмы. Сам писатель...
  2. Образ автора в пьесе Грибоедова «Горе от ума» В XVIII-XIX веках русская литература тяготела к подражанию французскому театру. «Наша драма — подкидыш», — писал Вяземский. Перенимая все законы...
  3. Общественно-бытовая среда в пьесе Грибоедова «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов назвал свою пьесу «Горе от ума» комедией. В произведениях этого жанра принято изображать и осмеивать отрицательные черты...
  4. Урок — «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы I. «Горе от ума». Обзор содержания Для проверки знания содержания пьесы можно использовать задание расставить основные события пьесы в хронологическом...
  5. Мои размышления над страницами комедии «Горе от ума» Я думаю, смысл комедии в том, чтобы показать быт Москвы того времени, период русской жизни от Екатерины до императора Николая....
  6. Обвиняемые и судьи в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» В 1824 году Александр Сергеевич Грибоедов закончил свою комедию «Горе от ума». Написанная в эпоху подготовки «рыцарского подвига» декабристов, пьеса...
  7. Краткий сюжет пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума» В основу сюжета комедии «Горе от ума» положены события, происходящие в течение одного дня в особняке московского помещика-дворянина Фамусова. С...
  8. Особенности конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» — произведение во многом новаторское, необычное для своего времени, своеобразное. Главная особенность комедии...
  9. Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»; «Главная Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» «Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которого не было бы комедии, а,...
  10. Нет ли парадокса или неувязки в названии комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» изобразил картину жизни барской Москвы, показал пороки людей, их взгляды, отношение к...
  11. Какую роль в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» играет сцена бала? Сцене бала в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» посвящено почти все третье действие . В этой сцене все...
  12. Своеобразие конфликта в «Горе от ума» А. С. Грибоедова Своеобразие конфликта в комедии «Горе от ума» состоит в том, что в произведении происходит взаимодействие социального и любовного планов. Конфликт...
  13. Как я понимаю название комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова Название комедии Грибоедова «Горе от ума» я понимаю так: трудно жить в России умному человеку, горе умному человеку родиться в...
  14. Мотив глухоты в комедии «Горе от ума» Тема глухоты и взаимного непонимания, от бытовой глухоты через откровенно фарсовую к поистине трагической, пронизывает всю пьесу «Горе от ума»....
  15. Неординарное объяснение названия комедии «Горе от ума» Название любого произведения — ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание — прямое или косвенное — на...
  16. Конфликт в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова Столкновение Чацкого с обществом определяет изначально любовный конфликт между Чацким и Софьей, который притягивает блуждающий и снисходительный взгляд Чацкого к...
  17. Конфликт комедии «Горе от ума» Конфликт по-латыни буквально означает столкновение, коллизию, борьбу. Разными писателями, представителями разных направлений конфликт произведения понимался по-разному, например, у классицистов —...
  18. Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Горе от ума Грибоедов А. С «Горе от ума» — первая русская политическая комедия, в которой автор вы пес па повестку дня самые актуальные проблемы современности....
  19. Роль образа Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Одним из величайших произведений первой половины XIX века является комедия Грибоедова «Горе от ума». В ней писатель поставил ряд важнейших...
  20. Характеристика образа Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума» Больше ста лет звучит со сцены горячий гневный голос Чацкого, зовущий к борьбе с рабством, с сословными предрассудками, с невежеством...
« План-конспект урока для 9 класса по теме: «АЛЮМИНИЙ, ЕГО СТРОЕНИЕ, СВОЙСТВА И ПРИМЕНЕНИЕ»
Александр Кусиков »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения