Пояснение авторского замысла повести Джека Лондона «Белый Клык»
Расскажите о Видоне Скотте, который стал третьим хозяином Белого Клыка. Определите его главные черты. На каких началах и почему именно так он решил строить свои отношения с Белым Клыком? Какие методы для этого использовал Видон Скотт? Чем они отличались от методики приручения» Седого Бобра и Красавца Смита? Подумайте, почему Белым Клыком владеют люди именно в таком порядке: сначала Седой Бобер, потом Красавчик Смит и в конце концов Видон Скотт? Как это связано с авторским замыслом? Как между Белым Клыком и Видоном Скоттом возникла симпатия и почему? Обоснуйте свои выводы. Могло ли быть иначе, ведь Белый Клык попал к Видону в самый пик своей ненависти к окружающему миру?
Какие изменения и почему произошли с Белым Клыком под влиянием ласки, внимания, терпения и любви Видона Скотта? Ощутил приязнь к человеку, понял, что нужно «забыть свой жизненный опыт и отречься от прошлого». Признателен за заботу. «На любовь отвечал любовью» (ощутил боль разлуки с хозяином). Стал смеяться и ластиться — последнее слово любви.
В какой момент в тексте звучит фраза «Я отдаю себя в твои руки. Делай со мной, что хочешь»? Прокомментируйте, как вы понимаете ее значение. Как вы думаете, почему именно эти слова взяты эпиграфом к уроку за темой «Может ли быть гармония между миром людей и миром животных?» Назовите новые черты характера и поведения, которые раньше не были присущи » волку-бойцу». Докажите примерами из текста, что они развились именно под влиянием «его настоящего бога — бога любви, ясного и лучистого». Почему Видон является «настоящим богом»? Для ориентира предлагаем перечень приобретенных черт Белого Клыка: полное доверие, любовь, уважение, преданность, невозможность жить без Видона, полное понимание, признательность, трепетная радость, ласка.
Можно ли отношения Видона Скотта и Белого Клыка назвать гармоничными? Как это связано с авторским замыслом произведения? » Волк-Боец», злой и неумолимый, который не любил никого и никто его не любил, ответил на любовь человека, который добрался к глубине его характера и возбудил способности, которые дремали, приструнил его натуру, придал ей совершенную форму.
Какими художественными деталями автор усиливает глубину горя Белого Клыка? «Белый Клык выл жалобно, как за мертвецом. Он выливал свое тяжелое горе, и его вскрик, который пронимал сожалением душу, то замирал на дрожащих тоскливых нотах, а то снова взлетал вверх с большей силой». Если есть возможность использовать фрагмент из художественного фильма «Белый Клык», предлагаем именно сцену прощания Белого Клыка с Видоном. После просмотра эпизода ученикам следует предложить сравнить эти фрагменты в кино и повести, высказать свою мысль относительно того, средствами какого искусства (кино или литературы) возможно более глубоко передать состояние героя. Ответы учеников должны быть аргументированными.
Как сложились отношения с детьми Видона, ведь «всю свою жизнь Белый Клык не любил детей, ненавидел их руки и боялся их. Он хорошо запомнил детскую жестокость и тиранию, с которой он познакомился в индейских поселках.'»? (Первый раз он зарычал на детей, когда те хотели его погладить. Видон ударил его (было ли это проявлением жестокости? Обоснуйте свое мысли.) После хозяйской науки позволял им себя гладить, но рычал, и в его рычании «ласковой нотки» не слышалось. «Белый Клык вообще был не способен показывать свои чувства. Хозяйским детям он покорялся явным образом неохотно и терпел их шалости, будто какую-то мучительную операцию. (Объясните смысл этого сравнения.) Когда его терпение заканчивалось, он уставал и решительно убирался прочь. И понемногу он стал привыкать к детям; сам ближе не подходил, но уже и не убегал, когда видел их, а ждал, чтобы они подошли. Потом заметили, что в глазах у него светится спокойствие, когда дети приближаются, а когда они бегут от него, он смотрел им вслед будто с жалостью.»
Завоевал ли еще кто-то из семьи Скоттов такое же отношение Белого Клыка к себе, как к Бидону? Почему? «Никакие их ласки никогда не могли заслужить из его горла нежной нотки, и сколько его ни гладили, он ни разу не прислонился ни к кому головой. Это проявление полнейшего доверия, полной покорности и преданности он берег только для хозяина. Он ко всем членам семьи он относился, будто к имуществу, которое принадлежит его хозяину.»
Прибегал ли Видон к физическим наказаниям и как их воспринимал Белый Клык? Почему именно так? Найдите этому подтверждение или опровержение в тексте. «И что более всего было неприятно Белому Клыку — это удар хозяйской руки и укор в голосе хозяина. Белый Клык чувствовал такую большую любовь к хозяину, что суровость его была ему неприятнее любых побоев Седого Бобра или Красавчика Смита. От них терпело его тело, дух же оставался не сломлен и не побежден, а легкий удар от хозяина почти совсем не причинял боль. Хозяин показывал свое неудовольствие, и Белый Клык падал духом.
Но такие наказания случались очень редко. Голоса хозяина хватало, чтобы Белый Клык понял, так он повел себя не так, и к этому голосу он приспосабливал свои поступки. Этот голос был ему компасом, который показывал путь и помогал ориентироваться среди обстоятельств нового края и новой жизни.
Как вы думаете, в чем заключается секрет популярности повести Д. Лондона «Белый Клык»? Почему это произведение привлекает художников и искусство кино? Посмотрим на нашу мини-галерею иллюстраций к повести (на доске вывешиваются ученические рисунки, выясняется уровень их соответствия тексту, определяется рейтинг популярности образов и эпизодов произведения и умение учеников передать в рисунках свои представления и впечатления от произведения. Следует обратить внимание на статичность картин в изобразительном искусстве и ограниченность впечатления от произведения видением образа или эпизода автором рисунка. Художественный текст является более многозначным поскольку каждый читатель представляет свои собственные картины и образы. Больше того, слово воссоздает динамику движения.
Пояснение авторского замысла повести Джека Лондона «Белый Клык»