«Пра-Фауст» Гете и идеи «Бури и натиска»
«Пра-Фауст» Гете тоже был проникнут идеями «Бури и натиска». Его герой — молодой человек, отвергающий схоластическое знание и рвущийся навстречу жизни со всеми ее радостями и горестями; к этому его побуждает сама природа, «Дух Земли». Центр «Пра-Фауста» — трагедия естественного чувства, подобная той, о которой Гете рассказал в «Страданиях юного Вертера». Мотивы «Пра-Фауста» сохранились в первой части «Фауста», замысел которого, однако, в процессе создания существенно обогатился. Герой поэмы вобрал в себя черты и гордого богоборца Прометея, и вольнолюбивого рыцаря Геца, и «титана чувства» Вертера. Ведущим же мотивом «Фауста» сделались неутомимые искания героя (уже не юноши, как в «Пра-Фаусте», а старца), постоянная неудовлетворенность достигнутого, неизбывное беспокойство. Гете говорил о своем герое: «Характер Фауста на той ступени, на которую подняло его из народной сказки современное мировоззрение, — это характер человека, который нетерпеливо бьется в рамках земного бытия и считает высшее знание, земные блага и наслаждения недостаточными для удовлетворении своих стремлений». Сам Фауст признается:
Две души живут во мне, И обе не в ладах друг с другом. Одна, как страсть любви, пылка И жадно льнет к земле всецело, Другая вся за облака Так и рванулась бы из тела.
Фауст движим стремлением найти такой способ существования, при котором мечта и действительность, небесное и земное, душа и плоть совпадут, сольются. Это было вечной проблемой и для самого Гете. Человек по натуре очень земной, Гете не мог довольствоваться жизнью духа, вознесшегося над скудной реальностью, — он жаждал практических дел.
В 1776 г. Гете по приглашению герцога Карла Августа приехал в Веймар, столицу одного из карликовых немецких государств. Сделавшись тайным советником, а затем министром, он ревностно занялся судопроизводством, горным делом, дорогами, школами. Вскоре Гете понял, что реформаторская деятельность не может сколько-нибудь ощутимо изменить существующий порядок. Вслед за взлетом надежд он испытал разочарование, усталость. Но с’ним была поэзия, хотя интонации гетевских стихотворений стали иными: ушла бурная восторженность, возросла драматическая напряженность, углубились философско-поэти-ческие раздумья, проникновеннее сделались психологизм и лирическая мечтательность.
«Пра-Фауст» Гете и идеи «Бури и натиска»