Права человека и общественное правосознание
Когда заходит разговор о правах человека, то большинство людей непременно понимают под этим как раз то выражение, которое вынесено в заглавие настоящего очерка. И действительно: раз я — человек, то и право имею! Причем полное и без всяких оговорок.
Но может ли быть так на самом деле? Ведь если все люди одновременно начнут требовать полной реализации своих прав, то к кому будут обращены эти требования? К соседу? К другу?
К незнакомому прохожему? К врагу? Или к самим себе?
В таком случае это уже будет не право, а бесправие.
Точнее, вседозволенность. Между тем, под правом с давних пор понимается не вседозволенность, а общеобязательные правила поведения, которые люди сами же себе и устанавливают. И когда заходит речь о том, что Генеральная ассамблея ООН 10 декабря 1948 года приняла Всеобщую декларацию прав человека, то следует помнить, что предпосылки для этого закладывались еще такими мыслителями, как Сократ, Платон, Конфуций, Фома Аквинский, Макиавелли.
Всеобщая декларация прав человека провозгласила права личности, гражданские и политические права и свободы: равенство всех перед законом, право каждого на свободу и личную неприкосновенность, свободу совести и многое другое. Она же признала социально-экономические права личности: на труд, социальное обеспечение, отдых и т. д. Поэтому день 10 декабря ежегодно отмечается как День прав человека.
Но так ли уж важна и значительна Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН? Ведь во многом современная модель правового государства обязана своим появлением еще Древнему Риму. А с началом буржуазной эпохи кто только не заявлял и не объявлял о всеобщих свободе, равенстве и братстве.
К примеру, 26 августа 1789 года Учредительное собрание принимает политический манифест под названием «Декларация прав человека и гражданина». Революционный конвент постановляет, что отныне каждый француз и француженка должны обращаться друг к другу «гражданин» и «гражданка». Неотъемлемыми правами каждого человека декларация провозгласила свободу личности, слова, совести, равенство граждан перед законом, неприкосновенность частной собственности и даже право каждого на сопротивление угнетению.
Однако еще раньше, 4 июля 1776 года, Континентальный конгресс Северной Америки своей декларацией провозгласил отделение колоний от метрополии и образование независимого государства — США. Этот документ впоследствии и был назван «первой декларацией прав человека».
Что же касается России, то после октябрьского переворота большевики тоже много чего декларировали. Например, через неделю после революции, 15 ноября тысяча девятисот семнадцатого года, Совнарком утвердил Декларацию прав народов России, которая провозглашала принципы равенства и суверенности всех народов империи, их право на самоопределение. Или Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов 25 января 1918 года и провозгласившая основной задачей Советской власти уничтожение любой эксплуатации человека человеком и установление социалистической организации общества.
Но за всеми этими прекрасными словами и красивыми лозунгами нет главного — дела. Потому что на деле в России зачастую все происходит по широко известному выражению: хотели, как лучше, а получилось, как всегда. Уже в истории новой России президент Ельцин попытался воплотить в жизнь давнюю — еще большевистскую! — Декларацию прав народов России. И что из этого вышло? Ничего хорошего.
Последствия в виде кровавой чеченской войны и жестоких терактов еще неизвестно сколько будут с содроганием вспоминать многие жители нашей страны.
Не лучше дело обстоит и с правами человека. Российский гражданин, вступивший в XXI век, повторяет крылатое выражение, которое произносили и сто, и даже двести лет тому назад его предки: «Прав тот, у кого власть».
Мне кажется, что не только отдельный человек, но и общество в целом должны быть подготовлены к тому, чтобы получить права и принять на себя гражданские обязанности. Должно быть создано экономическое процветание, которое станет прочным фундаментом в поддержании законности и правопорядка. А пока мы вынуждены жить в той правовой системе, которая наиболее соответствует нашему нынешнему экономическому, социальному, политическому и идеологическому состоянию.
Пока в криминальных новостях будут сообщать о бандитских группировках, возглавляемых генералами милиции, пока убийство бизнесменов и даже депутатов Госдумы не перестанет быть обыденностью нашей жизни, нечего и говорить о правах. Мы еще слишком далеки от равноправия перед законом.
Права человека и общественное правосознание