Правда Константина Воробьева
Материалы к уроку
Необходимость дать нашим читателям своевременные консультации по темам выпускного Сочинения вынудила нас перенести в другие номера материалы, связанные с празднованием 60-летия Великой Победы. Но мы по-своему отмечаем всенародный праздник и в этом номере: даем большую статью, которую рекомендуем использовать как полноценную консультацию к темам 340, 341, 371, 381.
Судьба
Константин Дмитриевич Воробьев родился в крестьянской семье в Курской области . В 1935 году, когда будущему писателю было шестнадцать лет, он написал стихи на смерть Куйбышева и послал их в редакцию районной газеты. В стихотворении были такие строки: «Ты не один, в аду с тобою и Сталин будет в краткий срок».
Понятно, что после такой публикации юному корреспонденту грозила серьезная опасность; его спас добрый совет: К. Воробьеву посоветовали срочно уехать из Курска.
Воробьев попал в Москву. Сначала устроился на работу, потом был зачислен в роту кремлевских курсантов .
Началась война, и в октябре 1941 года лейтенант Воробьев ушел на фронт, который к тому моменту приблизился к Москве.
Продвигаясь к передовой, рота К. Воробьева, вооруженная винтовками образца 1893 года и бутылками с зажигательной смесью, встретилась с подразделением войск НКВД. Почти вся рота Воробьева была уничтожена в первом же бою, а оставшиеся в живых разбрелись по окрестным лесам. Большинство попало в плен. Среди них был и Константин Воробьев.
События эти происходили под Клином. Бои под Москвой, ранение, плен, голод, тиф, множество попыток бежать, побег, партизанская война в тылу у немцев, в Литве, соединение со своими, сталинский лагерь — все это пережито Константином Воробьевым, а затем воплотится в его литературном творчестве.
Литературная биография
В партизанском подполье, в Шауляе, Воробьев написал повесть, которая впоследствии была названа «Это мы, Господи!» . Она рассказывает о том, как выживали в плену наши солдаты.
Повесть перепечатали на машинке, а саму машинку зарыли в саду, где она и пролежала до конца войны. Публиковать произведение тогда было невозможно: побывавшие в немецком плену рассматривались как предатели. Тем не менее в 1946 году К. Воробьев послал повесть в журнал «Новый мир».
Под предлогом, что автор представил лишь первую часть произведения, вопрос о публикации был отложен до появления окончания. Текст попал в архив, где был случайно найден лишь в 1985 году. И в личном архиве писателя повесть целиком не сохранилась; судя по всему, отдельные ее фрагменты вошли в другие произведения Воробьева.
Почти через два десятилетия, в 1963 году, тот же «Новый мир» напечатал повесть К. Воробьева «Убиты под Москвой».
От темы войны Воробьев переходит к рассказу о событиях в курской деревне 1920-х годов — о коллективизации .
Однако в октябре 1964 года снимают Хрущева, ситуация в стране резко меняется, и К. Воробьева опять перестают публиковать. Теперь повесть «Друг мой Момич» не принимает и Твардовский. К. Воробьев переживает это как тяжелый удар.
Скончался Константин Воробьев в Вильнюсе в 1975 году. Сейчас прах его возвращен на родину, в Курск.
В 1986 году в журнале «Наш современник» была напечатана повесть «Это мы, Господи!», пролежавшая в архиве «Нового мира» сорок лет.
Сборник повестей К. Воробьева впервые был издан в Вильнюсе. Сюда, помимо повести «Убиты под Москвой», вошли «Сказание о моем ровеснике», «Тетка Егориха», «Крик», «Генка, брат мой», «Почем в Ракитном радости».
В России собрание сочинений писателя в трех томах вышло в 1991 году. В 2001 году писателю была присуждена премия фонда А. И. Солженицына.
При жизни творчество К. Воробьева по достоинству оценил литературный критик Ю. Томашевский. В 1981 году, вскоре после его смерти, со статьей выступил И. Золотусский. Как писал критик, творчество К. Воробьева — «приобретение последних лет. Странно: его повести выходили и печатались, но имя его и книги не были в ходу.
Может быть, потому, что слишком горькая правда была заключена в них, широкому читателю оно было незнакомо. Повесть «Убиты под Москвой» была напечатана в «Новом мире» в 1963 году. С тех пор имя К. Воробьева запомнилось, но отошло куда-то на край сознания, как имя редкое, одинокое.
В повести «Почем в Ракитном радости» герой, вернувшийся после долгого отсутствия в родную деревню, встретив там своего дядю, говорит ему: «Я хороший писатель… Я хороший писатель… Я не плохой писатель, дядя Мирон!»
Есть в этом самооправдании что-то личное»
Правда Константина Воробьева