Правописание падежных окончаний существительных, прилагательных и причастий
Цель урока: систематизировать и обобщить правила правописания безударных падежных окончаний существительных, прилагательных и причастий; совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки. Материал для словарно-семантической работы: приосанившийся, умиротворенный. прозябание, шествовать. Основное содержание урока. I.
Повторение морфологического разбора самостоятельных частей речи в ходе проверки домашнего задания. II. Систематизация и обобщение правил правописания безударных надежных окончании существительных, прилагательных и причастий по пособию М. Т.
III. Совершенствование орфографических умений и навыков, связанных с правописанием надежных окончаний существительных, прилагательных и причастий. 1. Упр. 154 (1), 189(1) из пособия В. Ф. Грекова и др. 2. Выборочный диктант. Выписать существительные, прилагательные и причастия с безударными падежными окончаниями: обозначить орфограммы. 1. Весть о появлении Пугачева разнеслась по крепости. (А. Пушкин). 2. Синеет даль с ее Угрюмым лесом, окутанным синей мглой. (Ф, Тютчев). 3. Мертвая тишина стояла над землей, мягко черневшей в звездном свете, (И. Бунин). 4. Бесцветный месяц молодой стоял, и луч, дрожащий, бледный, лежал на зелени холмов. (М. Лермонтов). 5. Кажется, что величаво приосанившийся курган караулит степь, весь одетый в серебряную чешуйчатую кольчугу. (М. Шолохов). 6. В ясности неба, в осеннем его холодке летели на юг птицы. (К. Паустовский). 3. Объяснительный диктант. Стать счас.. лив..м — это прежде всего стать полноцен..й содержательн.. й личностью, человеком ищущ..м и дерзающ..м, мечтающ.. м и борющимся за осуществление своей мечты. Счастье состоит не в умиротворенн..м созерцани.., а в действи.., не в консерваци.. энерги.., а в активным ее расходовани.. , не в бессмысленн..м прозябан.., а в разведк.., в опыт.., в риск.. , в борьбе. Глубокое счастье немыслимо без моральн..й потребност.. дать счастье другим. Она может выразиться в сознательн..м труде, оказан.. помощ.., чуткост.. и внимательност.. к окружающ..м. 4. Самостоятельная работа. Переписать, вставляя пропущенные буквы, обозначить условия выбора безударных гласных в окончаниях слов с пропусками. В уставш..м от зимн..й тягост.. лесу, когда еще не распустились проснувш.. ся почки, когда горести.. пни зимн.. й порубк.. еще не дали поросль, но уже плачут, когда мертв.. бур.. листья лежат пластом, когда голы.. ветви еще не шелестят, а лишь потихоньку трогают друг друга,- неожиданно донесся запах подснежника! Еле-еле заметн..й, но это — запах пробуждающ..йся жизн.. , и потому он трепетно-радостн..й, хотя почти и неощутим. Смотрю вокруг — оказалось, он рядом. Стоит на земле цветок, крохотн..я капля голубого неба, такой простой и откровен..й первовестник радост.. и счастья. (По Г. Троепольскому). Домашнее задание: повторить правила правописания падежных окончаний существительных, прилагательных и причастий по пособию М. Т. Баранова и др. (с. 224-226) или В. Ф. Грекова и др. (§30, 36), выполнить упр. 155 (II), 189 (II) из пособия В. Ф. Грекова и др.
Правописание падежных окончаний существительных, прилагательных и причастий