Предвозрождение (переходный период и жанры)
Предвозрождение (переходный период и жанры)
Предвозрождение (или Проторенессанс) — переходный период между средними веками и эпохой Возрождения. А. Ф. Лосев, посвятивший в своей «Эстетике Возрождения» большой раздел Проторенессансу, называет философской основой этого явления неоплатонизм (в христианской монотеистической форме, идущей от Псевдо-Дионисия Ареопагита) с его аристотелевской акцентуацией, развитый Фомой Аквинским, Бонавентурой, Роджером Бэконом, Дунсом Скоттом и другими мыслителями XIII века, традиционно относимыми к схоластике. Характерная черта этой переходной эпохи — появление нового содержания, которое писатели вкладывают в уже разработанные в средние века художественные формы. Французское Предвозрождение значительно запоздало по сравнению с итальянским, представленным поэзией «нового сладостного стиля» и прежде всего величественной фигурой Данте Алигьери, и с английским, вершиной которого стало творчество Джеффри Чосера. К моменту его возникновения в Италии уже много десятилетий развивалась культура Возрождения, а в Англии, напротив, начинался возврат к средневековым формам литературы, что было связано с трагической судьбой английской культуры в период феодальных междоусобиц, войны Алой и Белой розы. Во французской поэзии XIV-XV веков Предвозрождение довольно мало чувствуется. Средневековые жанры продолжают доминировать, но некоторые из них получили новое развитие, прежде всего такие жанры, как баллада (ballade) — стихотворение из трех строф по 8-10 строк (определялось количеством слогов в строке) на три рифмы с обязательным рефреном и с завершающим балладу коротким «посланием» (или «посылкой» — envoy); рондель (rondel или рондо, rondeau) — строфическое стихотворение с повтором первой строки в середине и в конце; вирелэ (virelai) — строфическое стихотворение, начинающееся заключительными стихами строф. Формируется сложная поэтическая форма большого масштаба, получившая название «завещание» (testament). Дидактический элемент включается в лирическую тематику таких жанров, как сказ (dit), жалоба (complainte). В творчестве Гильома де Машо, Дешана складывается концепция поэзии как «второй риторики». Вершиной французского Предвозрождения стало творчество Франсуа Вийона. Лит.: История французской литературы: В 4 т. М.; Л., 1946; Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978; Cohen G. La poesie en France au moyen age. P., 1952. Вл. А. Луков Этапы литературного процесса: Возрождение: Предвозрождение и Раннее Возрождение. — Теория истории литературы: Жанры. — Теория истории литературы: Литературные термины.
Предвозрождение (переходный период и жанры)