Применение компьютерных технологий на уроках русской словесности
Компьютерные технологии заняли прочное место в организации учебного процесса по различным дисциплинам, в том числе и в области филологии. Пять лет назад на одном из районных семинаров по применению ИКТ в преподавании русского языка и литературы, проходившем в Петербурге, говорилось о первых, робких, хотя и весьма интересных, приемах работы с компьютером на уроках русской словесности. И пять лет назад, помнится, за круглым столом не было единодушия по поводу широкого использования средств телекоммуникаций в сфере филологического образования.
Сегодня же большинство моих коллег считают, что компьютер на уроках словесности не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения. Он помогает учителю создавать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также меняет способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня.
Я использую компьютер на своих уроках в различных целях:
при объяснении нового материала для максимального его усвоения, для оптимального закрепления изученного материала, для улучшения контроля знаний учащихся, для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету, в том числе и поисково-исследовательской.
На мой взгляд, все варианты использования ИКТ в образовательном процессе можно разделить на три большие группы: использование одного компьютера на уроке словесности; уроки русского языка и литературы в кабинете информатики; дистанционное использование компьютера. Рассмотрим каждую из этих групп.
Использование ММК в кабинете словесности
Многие учителя, которые уже применяют в преподавании своего предмета информационные технологии, надеюсь, согласятся со мной, что самым распространенным или популярным средством ИТ в школе является продукт программы PowerPoint — презентация. В этом случае компьютер с мультимедийным проектором заменяет всю совокупность технических и нетехнических средств обучения: доску и книгу, телевизор и видеомагнитофон, иллюстративный материал и звуковое сопровождение.
Я сама очень люблю это средство наглядности и создаю различные презентации для своих уроков, так как считаю, что это позволяет в ряде ситуаций максимально заинтересовать учащихся темой.
При этом презентация может использоваться в нескольких существенно различных ситуациях.
Презентация как фрагмент урока предполагает использование компьютера на одном или нескольких этапах урока. Например, при объяснении нового материала я использую презентации с иллюстративным материалом — рисунки, картины, фотографии, видеоряд, а также опорные схемы и алгоритмы; в других ситуациях — демонстрационные программы, которые позволяют в доступной наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения. Следует отметить, что иллюстрации компьютерного альбома выгодно отличаются от того иллюстративного материала, который содержится в учебниках и учебных пособиях, — они часто более продуманны, наглядны и, что самое главное, позволяют, как правило, полностью представить тему. Уроки, полностью построенные на одной презентации, отличаются тем, что содержат в себе поддержку практически всех этапов урока и должны быть продуманы так, чтобы учитель мог руководить деятельностью учащихся на уроке посредством этой презентации. Такой вариант применения ИКТ является одной из эффективных форм урока-лекции, урока-открытия.
Другое направление — это использование на уроках литературы презентаций-биографий писателей, в том числе подготовленных учащимися. Технология опорных схем по русскому языку и Эйдос-конспектов
Применение компьютерных технологий на уроках русской словесности