Примеры сочинений по роману В. Скотта «Айвенго»
Вариант 1. тема сочинения история Англии глазами выдающегося романиста В. Скотта. «Айвенго» — роман о далеком прошлом. Все то, о чем в нем рассказывается, происходило в XII столетии, точнее — в 1190-те года, на которые приходится окончание царствования Ричарда — Львиное Сердце. Со времени битвы при Гастингсе (1066 г.), в результате которой нормандский герцог Вильгельм Завоеватель одержал победу над англосакскими войсками и королем Гарольдом, прошло уже сто тридцать лет. Нормандцы завладели Англией, но вражда между ними и саксами не прекратилась. Национальные противоречия усложнялись социальными — между крепостными и феодалами.
В стране началась борьба за централизацию королевской власти: это было необходимо для укрощения феодалов, прекращение вражды между землевладельцами, для достижения единства страны. Эти сложные процессы и отображены Вальтером Скоттом.
Писатель стремился «отобразить быт старой Англии», «вызвать интерес к ее легендам и обычаям». Источником сведений об эпохе Ричарда I для него послужили старинные летописи. Автор сознательно «смешивал правду с выдумкой», стараясь сделать свой рассказ захватывающим, но никогда не выходил за пределы достоверности.
Период, о котором идет речь в романе, В. Скотт определял как время, «отмеченный резкими противоречиями между саксами, которые обрабатывают землю, и нормандцами, которые владели этой землей, как завоеватели и не желали ни смешиваться с побежденными, ни признавать их людьми своей породы». Королю Ричарду приходится вести борьбу против непокорных баронов, герцогов и графов. На его стороне выступают мещане, заинтересованные в развитии торговли и ремесел, его поддерживают крестьяне, которые страдают от междоусобиц, в королевское войско приходят и люди, подобные Айвенго,- малоземельные или лишенные наследства феодалы. Положение в стране еще больше усложняется, когда Ричард оставляет Англию, чтобы принять участие в третьем крестовом походе, и попадает в плен.
В это время власть берет к рукам его брат принц Джон и вместе с нормандскою знатью бесчинствует, вжимает и унижает саксов. На страницах романа обрисованы все прослойки средневековой Англии: и саксонская знать (Альтестан, Седрик, его сын Айвенго, леди Ровена), и нормандские рыцари (Фрон де Беф, де Мальвуазен, де Брассе), и духовенство (аббат Ейлир, храмовник де Буагильбер, крестьянин-монах Тук), и крестьяне (рабы Седрика Вамба и Гурт), и йомены-разбойники, возглавляемые отважным Локсли — прообразом Робина Гуда — и богатый еврей Исаак с дочерью Ребеккою, и сам король Ричард Львиное Сердце. Эпоха раннего средневековья показана в «Айвенго» во всей ее суровости. Рыцарские замки превращались в разбойничьи гнезда, свирепствовала инквизиция (Лука Бомануар совершил суд над Ребеккою, объявил ее «ведьмой» и хотел сжечь на костре), а крестьяне были бесправные и относились к убожеству. Они говорили:
«У нас остался лишь только воздух, которым мы дышим; и его у нас не отнять, потому только, что иначе мы не были бы способны выполнить работу, которую навалили на наши плечи…»
Уже в начале романа писатель подчеркивает контраст между красотой природы «веселой Англии» и условиями жизни народа.
Итак, роман В. Скотта «Айвенго» помогает много узнать о старинной Англии, понять и ощутить историю. Он утверждает мысль о том, что необходимо объединить страну под рукой сильного и справедливого короля.
Вариант 2. тема сочинения сравнительная характеристика Айвенго и Ричарда Львиное Сердце. В романе В. Скотта ярко и разносторонне обрисованы образы благородных и отважных рыцарей — Айвенго и Ричарда Львиное Сердце. Оба они — доблестные воины с горячими сердцами, всегда готовые выступить на защиту справедливости независимо от того, кто попал в беду — бедный или богатый, знатный дворянин или бесславный раб. Образ Короля Ричарда в изображении писателя идеализирован. Черный Рыцарь, как его называют, возглавляет атаку на замок Фрон де Бефа. Его бесстрашие и боевой опыт вызывают увлечение и уважение во всех, кто наблюдает за ним в бою. По его приказу сооружают плавучий мост, по которому воины перебираются через ров и захватывают крепость. Король на руках выносит из горящего замка Айвенго, спасает Ровену и Седрика, он же примиряет Айвенго с отцом.
Ричарду Львиное Сердце присущи веселость, жизнерадостность, великодушие, верность в дружбе. Он предпочитает быть лучше странствующим рыцарем, чем королем, поэтому окружающим иногда приходится напоминать ему об обязанности и ответственности перед страной.
Айвенго — настоящий рыцарь. Через любовь и преданность прекрасной даме он, лишенный наследства и вынужденный странствовать, завоевывает себе богатство и славу мечом и копьем. Он побеждает на турнире, хотя это ему едва не стоило жизни, избирает королевой дня Ровену, нажив тем самым себе много врагов. Он отдан королю, поддерживает его, хочет видеть свою страну без междоусобиц и войн. Итак, в образах Айвенго и Ричарда есть много общего. Но, на мой взгляд, Айвенго более поэтический, романтический. Он же и рассудителен, дальновиден в политике, понимает, что Англии нужнен король — не храбрый странствующий рыцарь, а сильный человек, который смог бы преодолеть междоусобицы, объединить страну и восстановить хотя бы какую-то социальную справедливость.
Вариант 3. Тема Сравнительная характеристика Ровени и Ребекки. В романе В. Скотта «Айвенго» выведены два образа прекрасных девушек — Ровени и Ребекки. Обе они молодые, очень красивые, умные, воспитывались без матерей. Их постоянно окружала любовь и ласка ближних, большая роскошь. Но и социальное положение, и характеры у них разные. По-разному они ведут себя в критических ситуациях, по-разному сложились и их судьбы. Ровена — знатная саксонка, ее опекал Седрик Ротервудський. Опекун обожествляет ее, ни в чем не отвечает отказом и связывает с ней свои надежды на восстановление власти саксов. Через это он даже выгоняет своего сына и лишает его наследства. Тем не менее, Ровена решительно противостоит браку без любви с потомком княжеского рода Альтестаном. Попав в плен, девушка, которая привыкла к общему поклонению, теряет свою волю, плачет. Только счастливый случай спасает ее, а потом судьба снова улыбается ей и она становится женой возлюбленного рыцаря Айвенго. Ребекка — дочь богатого еврея Исаака. Ее племя постоянно испытывало гонения и унижения. И хотя девушка выросшая, не знавшая ни в чем отказа, все же поняла, что ей нужна большая сила воли, знание, «чтобы выжить в этом жестком мире».
Она научилась лечить, помогала всем, кто в этом нуждался в критические минуты искала выхода, и, не найдя его, отдала предпочтение смерти, а не бесчестию. Она очень сильная натура. Не найдя ответа на свои сердечные чувства, Ребекка решает заняться благотворными делами: лечить, помогать страдальцам. Она и дальше будет поддерживать честь и достоинство своего народа, будет оберегать веру предков. Эти женские образы сыграли значительную композиционную роль, помогали глубже раскрыть характеры главных героев и отобразить историческую эпоху. Их красота, ум и доброта облагораживали тот жестокий мир.
Примеры сочинений по роману В. Скотта «Айвенго»