Принципы психологического анализа в романе Л. Толстого «Война и мир»
Философскому, историческому роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» присущи также и черты романа психологического. Страница за страницей раскрываются перед читателем характеры героев Толстого в их похожести и разнообразии, статичности или развитии. Одним из ценнейших свойств человека Толстой считал способность к внутреннему изменению, стремление к самосовершествованию, к нравственному поиску. Любимые герои писателя меняются, нелюбимые — статичны. Психологический рисунок последних предельно прост, и они во многом похожи друг на друга.
Показательно, что все они красивы, но красивы мертвенной, застывшей красотой. Они всегда одинаковы. Для психологического анализа этих героев автор использует повторяющиеся детали, и много раз проходят перед читателем, вызывая раздражение, плоское самодовольное лицо князя Василия, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнаженные плечи Элен. В отличие от нелюбимых, любимые герои Толстого обычно некрасивы внешне, но наделены внутренней красотой.
Они способны к самоусовершенствованию, к нравственным, духовным исканиям. Им свойственен самоанализ. Вспомним поведение героев романа во время Шенграбенского сражения. Настоящие герои для Толстого те, в чьей внешности подчеркнуто все негероическое, кто винит себя, а не других, кто скромен и честен. Тушин, Тимохин, князь Андрей, преодолевающий свой страх, — герои.
Хвастливый и самоуверенный Жерков только кажется героем. Способность к самосовершенствованию показана автором на примере Пьера и Андрея. В процессе поиска истинного, важного, непреходящего в жизни они постепенно выходят из-под влияния системы ложных ценностей. Пьер разочаровывается в масонстве, князь Андрей — в государственной службе. Толстой первым в русской литературе изобразил мгновения изменения душевных состояний своих героев, открыл то, что впоследствии Чернышевский назвал «диалектикой души».
Вспомним, к примеру, ту сцену в романе, в которой Николай, проигравший Долохову огромную сумму денег, возвращается домой в состоянии полного душевного смятения и, услышав пение Наташи, понимает, что это важно всегда, а все остальное — преходяще. Для князя Андрея такими моментами душевных перемен являются Аустерлиц с его небом и болезнь маленького сына, лежащего под пологом в детской кроватке, когда князю Андрею открывается новый взгляд на жизнь. Важным для раскрытия психологии героев является для Толстого их отношение к другим людям, способность отречься от себя, по-каратаевски разлившись маленькой каплей в море человеческих жизней, а также отношение людей к вечным ценностям: любви, природе, искусству, семье.
Герои нелюбимые показаны в отрыве от всего этого, как, например, семья Курагиных, которую и семьей-то назвать сложно. Ведь объединение этих людей лишено, по выражению С. Бочарова, той «родовой поэзии», которая свойственна семьям Ростовых и Болконских, где отношения строятся на любви и самоотдаче. Курагиных объединяет только животное родство, они даже не воспринимают себя как близких людей . Можно также вспомнить о бездетной Шерер и о слезах растроганного Наполеона, когда тот глядит на портрет сына . Любимые герои Толстого — плоть от плоти природы.
Все, что происходит в природе, находит отклик в их душах. Героям открывается их «собственное» небо, с которым связаны важнейшие перемены в их душах. Еще один принцип психологического анализа — изображение снов. Так, сны Пьера, например, очень рациональны.
В них он видит свои слабости, в них к нему приходят решения. В сне князя Андрея раскрываются те противоречия, которые для него неразрешимы, жизнь с которыми делается невозможной. Сон Пети — светлый, гармоничный; сон Николая Болконского — сон рациональный и проблематичный. Толстой показывает отношение своих героев к искусству, которое выявляет у одних фальшь и бездуховность, у других — тонкость душевного восприятия и глубину чувств.
Вспомним о роли музыки в доме Ростовых, об оперном спектакле, показанном сквозь призму восприятия Наташи. Имена Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского знают даже те, кто не читал «Войны и мира». Мне кажется, причина этого в том, что автору романа удалось сделать своих героев необыкновенно жизненными, а характеры их — психологически достоверными, многогранными.
Принципы психологического анализа в романе Л. Толстого «Война и мир»