Принципы создания характера главного героя романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
А. С. Пушкин — самое значимое имя в истории русской литературы. Этот человек был гением, наделенным чувством рифмы от Бога. Пушкинская поэзия невероятно легка и глубока. Из под его пера выходили одинаково талантливые стихи и проза. Пожалуй, до Пушкина еще никто не осмеливался соединить два жанра в одном произведении.
А Пушкин сделал это, оставив после себя в наследие потрясающий роман в стихах «Евгений Онегин». Произведение называется по имени главного героя. Это молодой человек, принадлежащий к высшему свету. Именно образ Онегина явился родоначальником образов «лишних людей» в русской литературе.
Интересны принципы создания образа главного героя романа. Главный прием построения образа Онегина — это композиционный и стилистический параллелизм. Композиция произведения напоминает зеркало.
Первая и вторая половины романа похожи между собой, но отображают события с точностью до наоборот. Стоит рассмотреть это подробнее. Первая глава произведения рассказывает нам о Евгении Онегине, его воспитании, образовании, образе жизни. Это человек, принадлежащий к высшему свету Петербурга.
Само собой, с самых юных лет Онегин тесно общался с «лучшим» обществом столицы: Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно; Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил. Да, у высшего света были небольшие запросы… Онегин легко вписался в круг этих людей.
Но обратимся к 8 главе. Перед нами появляется некто, в ком читатель уже никак не может угадать прежнего Онегина: Но это кто в толпе избранной Стоит безмолвный и туманный? Для всех он кажется чужим… Кто он таков? Ужель Евгений?
Ужели он?.. Так, точно он. Прожитые годы, пройденные трудности, переосмысленные ценности полностью меняют героя. Теперь он чужой светскому обществу. Свет не признает и не принимает его.
Я считаю, что такое отлучение героя от высшего общества вполне логично. Ведь еще в самом начале романа Пушкин указывает на то, что Онегин устал от пустоты дней, проведенных в бессмысленных заботах. Балы, спектакли, оперы…
Каждый день одно и то же. Но у Онегина слишком большой потенциал. И ему стало скучно. Герой пытался писать, читать различные книги, но ничто уже не могло увлечь его по-настоящему. Попытка забыться в деревне тоже не увенчалась успехом.
Проблема Онегина была в отсутствии истинного смысла жизни. Поэтому ничто не могло принести ему удовлетворение. Полноте раскрытия образа главного героя способствует появление в романе образа Ленского.
Юный поэт влюблен в старшую сестру Татьяны Ольгу. Противопоставляя этих героев, автор показывает глубину натуры Онегина. Во время ссоры с юным поэтом Евгений показывает трагическую противоречивость своего внутреннего мира. С одной стороны, он понимает, что дуэль с другом — непростительная глупость.
Но с другой стороны, Евгений считает для себя унизительным отказ от этой роковой дуэли. Он убивает Ленского. Это оказывается сильнейшим потрясением для героя, после которого начались его сильные внутренние изменения.
Одно из главных изменений — это перемена Онегина в отношении к любви. В начале романа автор говорит о своем герое: Как рано мог он лицемерить, Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать, Являться гордым и послушным, Внимательным иль равнодушным! С самых юных лет Онегин в совершенстве овладел «наукой страсти нежной».
Я думаю, что во всех его отношениях не было ни капли любви. Все это было лишь хорошей, четко выверенной игрой. Человек с достаточно богатым внутренним потенциалом растрачивал себя впустую.
Он сгорел на этих легкомысленных страстях. В итоге, Онегин не сумел распознать настоящего глубокого чувства. Он не стал играть с глубокими чувствами Татьяны, но и не смог воспользоваться их целительной и воскрешающей чистотой. Онегин дает Татьяне отповедь, в которой объясняет, почему между ними ничего не может быть.
Он холоден, спокоен. Но обратимся к 8 главе. Встретив Татьяну после долгих лет, Онегин влюбляется в нее «как дитя». Пожалуй, герой впервые испытывает всю глубину этого чувства.
Он становится в положение прежней Татьяны. А Татьяна встает на место Онегина. Но есть существенная разница: героиня понимает чувства Евгения. В ней больше эмоций, участия.
Восхищает нравственность Татьяны. Она все еще любит Онегина, но никогда не будет с ним. Ведь она теперь замужняя женщина, и чувство долга для нее превыше всего.
Сам автор восхищается своей героиней. Татьяна является для него «милым идеалом». Отношение же к Онегину автора спорно.
Он пишет о том, что они с Евгением были приятелями. Но в то же время, автор всегда готов подчеркнуть разность между собой и своим героем. В начале произведения чувствуется авторская ирония по отношению к своему герою. К концу романа в отношении автора к Онегину больше сочувствия, сожаления. Он видит, как изменился его герой, как искренне и пылко способен он любить, боготворить свою возлюбленную.
Также автор понимает, что его герой не может быть счастлив, так как высшее общество испортило его лучшие качества. Поэтому он оставляет Онегина с разбитым сердцем, «в минуту, злую для него…». Из всего вышесказанного можно вынести, что принцип параллелизма помогает автору во всей полноте раскрыть противоречивый и трагический образ своего героя.
Принципы создания характера главного героя романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»