Природа и человек в творчестве А. А. Фета
К образам природы А. А. Фет обращался многократно па протяжении своего творческого пути. Описывая природу, поэт передает самые тонкие, почти неуловимые оттенки эмоциональных состояний лирического героя. В этих стихах «жизнь души» обретает полноту и смысл в соприкосновении с природой, а природа обретает свое подлинное бытие в соприкосновении с живой душой, преломившись через «магический кристалл» человеческого восприятия. Знаменитое стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…» — страстный, произнесенный на одном дыхании монолог — позволяет не только увидеть все оттенки летнего утреннего пейзажа, по и составить представление о душевных свойствах рассказчика — о богатстве ого эмоциональной жизни, живости восприятие, способности увидеть и выразить красоту мира.
В другом известном стихотворении «Шепот, робкое дыханье…» состояние человека развивается параллельно состоянию природы: Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья… В стихотворении нет НИ одного глагола, и все-таки оно наполнено движением. Отрывочные образы складываются, как стеклышки мозаики, в единую картину: Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица… Фет не описывает целостную картину, а даст несколько точных мазков, с тем чтобы «смешение красок» в единый «тон» произошло в воображении читателя. Многие произведения Фета посвящены теме весны («Уж верба вся пушистая…», «Еще весна, — как будто неземной…», «Что за вечер!
А ручей…», «Еще весны душистой нега…» и другие). В них, как и всегда у поэта, образы природы сопоставлены с переживаниями, психологическим настроем человека. Весна вызывает душевный подъем, состояние восторженности, влюбленности в жизнь, поэтому лирический герой стремится «остановить мгновенье», выразить невыразимое, поделиться с миром своими «живыми снами»: Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод… В монологе рассказчика нет ни одного глагола — излюбленный прием Фета, но здесь также нет ни одного определяющего слова, кроме местоименного прилагательного «это» , повторенного восемнадцать раз! Отказываясь от эпитетов, автор словно признается в бессилии слов.
Лирический сюжет этого короткого стихотворения основан на движении глаз рассказчика от небесного свода — к земле, от природы — к жилищу человека. Сначала мы видим синеву неба и птичьи стаи, затем звучащую и цветущую весеннюю землю — ивы и березы, покрытые нежной листвой , горы и долы. Наконец, звучат слова о человеке .
В последних строках взгляд лирического героя обращен внутрь себя, в свои ощущения . Для человека весна связана с мечтой о любви. В эту пору в нем пробуждаются творческие силы, позволяющие «парить» над природой, сознавать и ощущать единство всего сущего: Эти зори без затменья. Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это все — весна. В поэтическом мире Фета важны не только зрительные образы, но и слуховые, и обонятельные, и осязательные.
В стихотворении «Это утро, радость эта…» рассказчик слышит «говор вод», крик и заливистое пение птиц , жужжание пчел и мошкары. Особое внимание к «музыке мира» можно обнаружить в большинстве произведений поэта. Фет вообще один из самых «музыкальных» русских поэтов. Поэт насыщает свои произведения гармоничными звуками, мелодичными интонациями.
Автор искусно использует звукоподражание — так, множество свистящих и шипящих звуков в последних строках второй строфы позволяет не только представить, но и в какой-то мере «услышать» живую музыку лугов, а предпоследняя строка стихотворения , благодаря скоплению звуков «др», «тр» как бы воспроизводит звучание птичьих стай. Фетовский лирический герой не желает знать страданий и скорби, думать о смерти, видеть социальное зло. Он живет в своем гармоничном и светлом мире, созданном из волнующих своей красотой и бесконечно разнообразных картин природы, утонченных переживаний и эстетических потрясений.
Природа и человек в творчестве А. А. Фета