Природа, труд и быт в поэмах. Н. А. Некрасова
Некрасов — поэт русской революционной демократии. Главный герой его творчества — крестьянство. С исчерпывающей полнотой и ясностью в образах и картинах, поражающих своей правдивостью и силой, отобразил Некрасов думы и чувства, Труд и каждодневные страдания, редкие радости крестьянства.
Его стихи и поэмы поражают удивительным знанием деревенского быта, глубиной проникновения в психологию крестьянина. В поэме «Мороз, Красный нос» главным предметом изображения является народ. Повествование в поэме не выходит за пределы одной семьи, но смысл ее общенационален.
Этим объясняется насыщенность текста произведения жанрами народно-поэтического творчества: песни, игры, причитания, плачи, обряды. Все это составляет основу не только повествования, но и речи, и мышления ее крестьянских героев. Это лишает их индивидуальности, делает представителями и выразителями многовекового жизненного и духовного опыта, поэтому Дарья и родители Прокла реагируют на все как испокон веку заведено, лечат традиционными методами, не размышляя о том, хороши ли они, плачут по покойнику, умиляются смерти монахини, не ропщут, когда чудотворная икона не приносит спасения. В тексте поэмы «Мороз, Красны нос», в песнях, мечтах, воспоминаниях главной героини перед нами предстает весь цикл крестьянской жизни. Мы сталкиваемся с радостной игровой атмосферой детства: Голубчик!
Красавицу нашу Весной в хороводе опять Подхватят подруженьки Машу И станут на ручках качать. Юность также связана с радостью, и главное в ней событие — свадьба. И печальные события входят в цикл крестьянской жизни: рекрутчина, болезнь, смерть.
Именно смерть крестьянина, кормильца семьи, является центральным событием в произведении. А так как крестьянская семья в поэме является частицей всероссийского мира, то мысль о Дарье переходит в думу о величавой славянке; усопший Прокл Подобен крестьянскому богатырю Микуле Селяннно-вичу:
Большие с мозолями руки, Подъявшие много труда, Красивое, чуждое муки Лицо и до рук борода.
Событие, случившееся в крестьянской семье, потерявшей кормильца, отражает исторические беды российской жены-матери. Горе Дарьи торжественно провозглашается как «великое горе вдовицы и матери малых сирот». За ним трагедия многих поколений русских женщин — невест, жен, матерей. Поэт выводит это событие к вековому течению российской истории, крестьянский Быт — к всенародному бытию.
Так глаза плачущей Дарьи растворяются в русском сером, пасмурном небе, плачущем ненастным дождем, превращаются в хлебное поле, истекающее перезревшими зернами — слезами. Эти слезы застывают в круглые и плотные жемчужины, сосульками повисают на ресницах, как на карнизах родных деревенских изб.
Кругом — поглядеть нету мочи, Равнина в алмазах блестит… У Дарьи слезами наполнились очи — Должно быть, их солнце слепит…
Сама Природа прислушивается к горю крестьянской семьи. Как живое существо, она отзывается на происходящие события, вторит крестьянским плачам суровым воем метелицы, сопутствует мечтам народными колдовскими речами Мороза. Кроме того, в поэме присутствует весь годовой цикл природы.
Специфика некрасовского пейзажа заключается в том, что он как бы увидел его глазами крестьян, относящихся к природе не эстетически, не как Художник или философ, но как труженик, существование которого зависит от природы, жизнь определяется временем года, погодой. Каждое время года оказывается тесно связанным с сельскохозяйственными работами, которые в это время производятся. Потому, например, в описании наступления весны красота пробуждающейся, оживающей природы говорит прежде всего о том труде, который требуется сейчас от человека:
Любо весной человеку, Солнышко ярко горит. Солнышко все оживило, Божьи открылись красы, Поле сохи запросило, Травушки просят косы…
Лето же связано со сбором урожая, с жатвой. Стала скотинушка в лес убираться, Стала рожь-матушка в колос метаться, Бог нам послал урожай! Именно Труд придает крестьянской жизни высокую меру причастности к гармонии природы. Он является средством существования человека, поэтому Дарья презрительно относится к бездельникам.
Труд защищает человека от настоящей реальности. Момент наивысшего отчаяния Некрасов показывает через бессилие, овладевшее Дарьей, когда у нее нет сил работать, привычным трудом заслоняться от ужасной реальности.
Настало затишье печали — Невольный и страшный покой!
Крестьяне живут трудом и умирают с мыслью о труде на вечной ниве. Тема народа была продолжена в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов рисует перед нами картину крестьянской жизни, вводит нас в горестную обстановку существования народа. Перечень деревень звучит как скорбный приговор, как свидетельство крестьянской нищеты. Крестьяне происходили из Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева Пустопорожней волости, Из смежных деревень — Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож.
Некрасов большое внимание обращает на Быт Крестьян. В главе «Сельская ярмарка» он с обстоятельностью «натурального очерка» упоминает о двух церквах в селе — старообрядческой и православной, о пустом, наглухо забитом училище, о торговых рядах, наподобие уездного гостиного двора, о грязной гостинице, украшенной вывеской: носатые чайники на подносе в руках подносчика и чайные чашки». Сказочные поиски мужиками счастливого позволили Некрасову воспроизвести крестьянскую жизнь пореформенной Руси. Картины крестьянской жизни говорят о страшном разорении, нищете, унижениях и надругательствах.
Деревни — «селенья незавидные», что «ни изба — с подпоркою, как нищий с костылем, а с крыш солома скормлена скоту». У мужиков «запасы скудные», на крестьянских полях «всходы бедные», на которые «невесело глядеть». Немудрено, что целые селения «на попрошайство осенью, как на доходный промысел, идут». Свое положение народ обобщает словами:
Работаешь один, А чуть работа кончена, Гляди, стоят три дольщика: Бог, царь и господин!
В поэме Некрасов рисует несколько крестьян-тружеников. Это и Яким Нагой, и Савелий, и Матрена Тимофеевна. Яким Нагой — плоть от плоти крестьянских низов. Выразителен его портрет — портрет пахаря, словно выросшего из земли и связанного с нею кровными узами:
…Грудь впалая, как вдавленный Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле; И сам на землю-матушку Похож он: шея бурая, Как пласт, сохой отрезанный, Кирпичное лицо, Рука — кора древесная. А волосы — песок.
Мы видим его «пьяненьким», «убогим», но и в портрете его, и в речи чувствуется внутреннее досто- Инство, не сломленное ни каторжным трудом ни бесправным положением. Величественная фигура крестьянина возникает перед нами в рассказе Матрены Тимофеевны. Савелий — богатырь святорусский, уже согнувшийся, но все-таки могучий. За убийство управляющего, немца Фогеля, дед провел двадцать лет на каторге, двадцать — на поселении и вс&;;; равно не смирился.
Он верит в богатырскую силу русского народа несгибаемость ни перед чем. В образе Матрены Тимофеевны показана типичная судьба русской женщины-крестьянки. Радостной ее жизнь была только в детстве, потому что ей «счастье в девках выпало»: у нее была «хорошая, непьющая семья». Про себя она говорит так:
И добрая работница, И петь-плясать охотница Я смолоду была.
Счастья на долю ей выпало мало. Выйдя замуж, она «попала с девичьей холи в ад». Издевательства родни, смерть любимого ребенка, побои, вечный каторжный Труд, постоянная нужда — вот как сложилась ее жизнь. «Во мне,- говорит Матрена Тимофеевна,- нет косточки неломаной, нет жилочки нетянутой».
Но все крестьяне, несмотря на нищенскую, трудовую жизнь, сохраняют свое человеческое достоинство, отзывчивы к чужому страданию. И Некрасов восклицает:
В рабстве спасенное Сердце свободное — Золото, золото, Сердце народное!
От писателя в поэме не ускользнула и Природа, с которой крестьянин неотъемлемым образом связан. Так же как и в «Морозе, Красном носе», Природа показана через восприятие простого человека. Крестьянин глядел на шумящие весенние воды, весенние дожди по-своему и хорош ли месяц май — мерил своей меркой.
Но вы, поля весенние! На ваши всходы бедные Невесело глядеть! Весной крестьянин не только любуется природой: он думает о посевах, о полевых работах. Поэтическое представление о весне невольно связано с земледельческим трудом.
Эстетические представления и понятия, присущие крестьянину, запечатлены в поэме. Вот почему многочисленные сравнения построены на впечатлениях, полученных от крестьянского Быта. Например, дождь, просвеченный насквозь весенним солнцем, уподоблен в поэме «золотым ниткам», свисающим из мотков.
Или: Не греет землю солнышко, И облака дождливые, Как дойные коровушки, Идут по небесам. Это уподобление не кажется специальным, ведь крестьяне все в мире сравнивают в соответствии со своим трудовым опытом. Количество этих примеров можно продолжить, так как вся поэма насыщена этими драгоценными крупицами. Некрасов в своих поэмах рисует тяжелую крестьянскую жизнь, изображает нищенское существование крестьян, их каторжный груд.
Но крестьяне сохраняют свою духовную красоту, свою щедрость, умение радоваться даже счастью другого человека и страдать его страданием.
Природа, труд и быт в поэмах. Н. А. Некрасова