Проблема человека и природы в творчестве И. Драча
И. Драч — один из самых современных по звучанию украинских поэтов. В литературу пришел в 60-х годах. С первых его публикаций о нем заговорила критика. Это была новая поэзия с новой поэтикой.
Поэт стремился к эстетическому постижению достижений человечества, их синтеза с древними источниками, с художественными достижениями своего народа. Он выработал свой неповторимый метафорический образ мышления, стиль, который не всем удается понять. Все его творчество пронизывают солнце-поклоннические мотивы, начиная от первого сборника «Подсолнух» до после чернобыльского «Храма солнца». Он идет от народной космологии, что солнце — наш отец, который дает жизнь всему.
Уже первый сборник дал основания говорить, что он по-новаторски изображает жизнь людей: у подсолнечников были руки и ноги, было тело шершавое и зеленое, он бегал наперегонки с ветром, он прыгал на одной ноге, чтобы вылить из уха воду. И вдруг увидел солнце, красивое, загорелое солнце в золотых переливах кудрей. Поэзия, солнце мое оранжевое!
Миг который мальчишка откроет тебе для себя, чтобы стать навеки подсолнечником .
Фольклорным балладам было свойственно подобное перевоплощение девушки в тополь, иву, калину, казака — в явор, а в этой балладе чудо произошло с мальчиком-подсолнечником. Поэт утверждает мнение, что солнце — символ красоты искусства, народной веры в неувядающую его силу. Поэтизацию солнца мы видим и в «Этюде о хлебе». «Хлеб — как солнце», — говорит народ.
Он, как солнце, основа жизни человека. Сколько уважения и гордости за свой труд у земледельца и у поэта, ибо он крестьянский сын.
В сборник «Корни и крона» входит цикл «Дыхание атомной». И. Драч тогда находился под влиянием общественной эйфории относительно радужного будущего мирного атома. Он много раз был за границей, посетил Хиросиму и Нагасаки, его внимание было сосредоточено на угрозе атомного уничтожения человеческой цивилизации. В стихотворении «Ода совести» писатель размышляет над тем, что ученый должен морально отвечать перед людьми: «Над ученым да сияет моральное табу». Ни грамма науки для зла.
Чернобыльская трагедия. Она проблема всего народа. И Драч еще в июне 1986 г. на съезде писателей бросил в глаза крупнейшим зачинщикам трагедии слова правды и гнева.
Чернобыльская атомная электростанция была подшефной Союза писателей Украины, писатели верили ученым, науке. Поэма «Чернобыльская мадонна» возникла как искупление и прозрение дорогой ценой.
«По беспорядку безмерному, за карьеры и премии, как будто на войне, снова выход один — за мудрость всемирно дурных академий платим бессмертием — жизнью молодой». Поэт понимает, что теперь на вечной дороге распятые, не только он и его сын, а все человечество:
«Тот огонь крест, а на нем и в нем пылает мой сын в кольце огненном, ибо атомные гвозди засажены в руки, ибо губы горят от адской муки». В разделе «Крещатинская мадонна» писатель сконцентрировал внимание на ужасе трагедии:
«Ты босая шла ты, седая Екатерина». Родив мертвого сына, она обезумела: «Какой напиток ты в апреле тот пила, когда, зацвела сыном, ты ходила от Ирода себя не уберегла — Тебя накрыла, и нечистая сила!». Аллегорически и символически звучат последние строки: «Несет седая чернобыльская мать эту планету…
Это больное дитя».
«Чернобыльская мадонна» — это поэма-трагедия, скорбная песня народа. Поэт размышляет, как жить теперь в этой мертвой Чернобыльской зоне. Как спастись от распространения радиации? Наверное, никто не может точно ответить.
Поэтому раздел называется «Вопросы без ответа». Все колодцы в целлофановых кисетах, «Где найти километры целлофана на рукотворное Киевское море, Или хотя бы на Десну заколдованную, С которой Киев воду пьет!». И. Драч является патриотом не только в своей поэзии, но и в политической деятельности, строя государство на общечеловеческих гуманистических идеалах.
Проблема человека и природы в творчестве И. Драча