Проблема исторической памяти народа в поэзии Н. Вороного
Имя Николая Вороного навсегда вписано в историю современной литературы. Он своей плодотворной деятельностью расширил горизонты творчества и поэтических взлетов. К сожалению, тридцать лет произведения М. Вороного не выдавались. Выдающегося мастера поэтического слова отнесли к «мелкобуржуазной интеллигенции». Был он неповторимым, постоянно разным; то холодным, как лед, то страстным, как пламя. А главное — он находился в постоянном поиске, так как имел целью вывести национальную литературу из провинциального круга на европейский уровень. Н. Вороной считал, что настоящее искусство должно быть с борьбой за счастье человека. Поэт не может стоять в стороне жестокой действительности. Поэзия Вороного глубоко патриотичная. Именно такой и есть его поэма «Емшан — зелье». Это произведение было написано в 1899 году, но совсем недавно дошел к нам. Красной нитью через все произведение проходит идея любви к родному народу, к родине. Моя земля, мой край, моя любимая сторона, — скажет каждый человек о своей Отчизне, Материзму. Вероятно, так же воспевает птица, когда поворачивается весной к родному гнезду. Это Божий закон любви к прароду, к месту, где ты пустил свои корни в родную землю. Горе тому человеку, который отрекся от своего и, попав на чужую землю, забыл родное слово, блеск материнских глаз и мозолистые руки отца.
С болью в голосе обращается Николай Вороной к таким людям. Свои мысли и ожидания вкладывает он в уста «посланца», которого половецкий хан посылает на Русскую землю. Музыкант имеет целью возвратить сына из чужбины к родному отцу, которому «тяжело возраста доживать под весом одиночества». Но мальчик, которого князь Владимир окружил почетом и богатством, не помнит уже свою семью, чужими ему стали и песни половецкие:
Но пение это нежно, дорогой. Но не перовое, не сильное, Не поразило юношеское сердце, Он сидит немой, равнодушный.
И не может вздрогнуть сердце человека от этих слов, «так как кто мать забывает, того бог наказывает, того дети сторонятся, в дом не пускают». Но мудрый певец все-таки находит способ растрогать душу юноши. Он дает ему понюхать Емшан — зелье. И происходит чудо: дыхание родной земли возродились картины детства, и мальчик будто проснулся от длинного сна:
Лучше в родном крае милом Полечь костями, с концами, Чем в земле чужой, вражеской Во славе и почете пробивать!
Можно было бы сказать, что все это похоже на сказку, но нет в этой поэме, как в сказке, счастливого конца. Поэт делает ударение на том, что много людей блуждает мире в поисках счастья. И они не понимают, что счастье можно найти только на родной земле:
Где же ту Емшан взять, Того зелья приворота, Что на определенный путь направит, — Путь в край свой возвратить?!
Можно сказать, что поэма «Емшан зелье» ориентирована и на современного читателя. Проблема, поднятая в ней, остается актуальной и сегодня, так как раскинула мачеха-судьба людей по разным уголках земного шара. Но хочется, чтобы каждый всегда помнил Родину, прадедовскую землю, что известна всюду своими густыми щедротами: хлебом-солью и песней, честной победой и милосердием к обиженным.
Проблема исторической памяти народа в поэзии Н. Вороного