Проблемы воспитания в романе Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста»
Это самый подходящий для вас мальчик.
Время от времени его нужно
Угощать палкой — это пойдет
Ему на пользу. А его содержание
Не обойдется дорого, потому что
Его не закармливали с самого рождения.
Ч. Диккенс. Приключения Оливера Твиста
Выйдя в свет, произведения Ч. Диккенса сразу попали в сокровищницу мировой литературы, поскольку в них нашли отражение многие острые проблемы общественной жизни XIX века, а в особенности — бедственное положение простого народа в Англии.
Главный герой романа — маленький мальчик Оливер Твист, чья школа жизни была тяжелой и жестокой с самого рождения. По иронии судьбы Оливер родился в работном доме. Мать его умерла сразу после родов, отца никто не знал. Поэтому, едва появившись на свет, он получил статус преступника или «нарушителя закона о бедных» и вынужден был воспитываться чужими людьми, или, другими словами, «был жертвой системы вероломства и обманов».
В младенчестве Оливер был помещен «на ферму», где «не страдая от избытка пищи или одежды», получил драгоценное право на страдание и смерть, поскольку большинство детей в этом заведении умирали в самом нежном возрасте.
В тоне писателя чувствуется горькая ирония, когда он рассказывает нам о том, какое заботливое воспитание получал бедный мальчик, сумевший выжить на ферме и бывший в свои девять лет «бледным, чахлым ребенком, малорослым и, несомненно, тощим», то есть вполне пригодным к тяжелой работе.
Обличая жестокость членов совета и общественных попечителей, Диккенс изображает их «очень мудрыми, проницательными философами», снисходительно предоставившими беднякам работных домов право выбора: «либо медленно умирать голодной смертью в работном доме, либо быстро умереть вне его стен». Дети, попавшие сюда, обречены на воспитание побоями, голодом и, естественно, работой. Просьба добавки к той жалкой порции жидкой каши, которую получали здесь дети , приравнивалась к общественному преступлению и жестоко каралась.
Где, как не в работном доме, английские бедняки с детства учились лгать, обижать слабых, воровать, заботиться только о себе.
Из дверей этого гуманного сиротского приюта перед Оливером открывались целых три дороги. Одна вела в ученики к трубочисту, где маленькие Мальчики были вынуждены по многу часов проводить в грязных закопченных трубах, чего многие из них не выдерживали, застревая или задыхаясь на рабочем месте. Другая дорога, которой, кстати, и пришлось воспользоваться Оливеру, вела в «плакальщики» к гробовщику, где мальчик получил не менее ценные уроки жизни по умению приспосабливаться к условиям существования, чем в работном доме.
И, наконец, третья дорога — в преступный мир, на улицы, принадлежащие представителям криминального «дна», где Оливер Твист продолжает воспитываться под чутким руководством маленьких воришек и крупного грабителя Сайкса, а также скупщика краденого Фейджина, которые стремятся приобщить мальчика к воровству и безнравственности.
Однако реалист в описании бытовых подробностей, Диккенс идеализирует своего героя, наделяя его врожденной добродетелью, которую не могут поколебать никакие пороки и грязь окружающего мира. В сложные моменты жизни к одинокому, никому не нужному Оливеру приходят на помощь добрые люди: сумевшая сохранить живую душу в бесчеловечных условиях криминального мира Нэнси, мистер Браунлоу, усыновивший Твиста впоследствии, добрая и милосердная Роза Мэйли.
Всем сердцем привязанный к своему маленькому герою, Ч. Диккенс помогает ему выдержать все испытания. Книга заканчивается благополучно, но на протяжении многих страниц заставляет читателя задуматься о тех несправедливых законах, которые способствуют достижению счастья избранными, в то время как основная масса народа претерпевает унижения, оскорбления, издевательства, всевозможные лишения. И в этом, безусловно, заключается воспитательное воздействие романа «Приключения Оливера Твиста» на общественное сознание.
Проблемы воспитания в романе Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста»