Программа элективного курса «Правильное питание» для 10 класса
МОУ Волосатовская средняя общеобразовательная школа
Селивановского района
Владимирской области
Программа
Элективного курса
«Правильное питание»
Для 10 класса.
Программу составила учитель ОБЖ
1 квалификационной категории
Тутуева Елена Викторовна.
Контактный телефон: 2- 34-10.
2007 год
Элективный курс
» Правильное питание»
10 класс.
Автор программы учитель ОБЖ 1 квалификационной категории Тутуева Елена Викторовна.
Пояснительная записка.
Каждый человек хочет прожить долгую жизнь и не болеть. Но как этого добиться? Ведь на продолжительность жизни и здоровье человека влияет множество факторов. Некоторые из них не поддаются нашему контролю, например, генетическая предрасположенность к некоторым заболеваниям, различные природные катаклизмы и несчастные случаи.
Но часто люди сами сокращают свою жизнь или бездумно тратят свое здоровье на сомнительные сиюминутные удовольствия, за которые потом придется расплачиваться плохим самочувствием, болезнями и преждевременной старостью.
Именно эти факторы, сокращающие нашу жизнь, мы вполне можем преодолеть, придерживаясь здорового образа жизни. Стремление людей вести здоровый образ жизни, увеличить свою работоспособность и долголетие привело к тому, что в последнее время очень много внимания стало уделяться правильному питанию как одному из важных компонентов здорового образа жизни.
Курс «Правильное питание» рассчитан для учащихся 10 класса. Данный курс познакомит учащихся с необходимыми нашему организму питательными веществами, витаминами и минералами, а также продуктами в которых они содержатся. При изучении курса старшеклассники овладеют основными принципами рационального питания, научатся объяснять надписи на упаковках, подсчитывать калорийность блюд, ориентироваться в пищевых добавках. Они познакомятся с философией и астрологией питания, а также с нарушениями пищевого поведения. Вся полученная при изучении курса информация поможет учащимся правильно организовать питание в своей семье и избежать заболеваний, связанных с нарушениями пищевого поведения, тем самым способствуя повышению работоспособности и сохранению здоровья.
Данный курс поможет тем учащимся, кто выберет для себя на будущее профессию медика или работника общественного питания.
Объем курса: 10 Часов.
Цель курса : расширить знания учащихся о правильном питании как одном из важных составляющих компонентов здорового образа жизни.
Задачи курса:
Познакомить учащихся с необходимыми нашему организму питательными веществами, витаминами и минералами, а также продуктами в которых они содержатся;
Изучить принципы рационального питания;
Научить объяснять надписи на упаковках и ориентироваться в пищевых добавках, подсчитывать калорийность блюд;
Рассмотреть вопросы философии и астрологии питания;
Ознакомить учащихся с последствиями нарушений пищевого поведения;
Воспитывать культуру питания.
Организация работы по данному курсу.
Основными методами обучения являются: беседы с элементами дискуссий, интерактивные методы обучения. Целесообразна на занятиях групповая работа с последующей презентацией результатов обсуждения тех или иных проблем и выводов, сделанных группой.
Формы организации деятельности учащихся традиционные: осмысленное слушание и ответы на вопросы, работа с литературой, конспектирование — и инновационные: участие в дискуссиях, выступления перед классом с сообщениями, работа в малых группах.
Ожидаемые результаты могут быть сведены к следующим:
Приобретение учащимися знаний и практических умений по организации правильного питания;
Осознание ценностного восприятия собственного здоровья и здоровья окружающих людей.
Подведение итогов и оценивание достижений учащихся.
Подведение итогов и оценивание деятельности учащихся может проводиться в традиционной форме: оценка за ответ на уроке, оценка за контрольную работу, за выполнение тестового задания и т. д., а также в сочетании с инновационными методами аттестации: дифференцированный зачет по контрольным вопросам, реферат, мини — исследование, интервьюирование, доклад по заданной теме. Итоговым результатом может стать открытый урок с приглашением администрации и учителей школы, итоговая конференция.
Учебно-тематический план
Тема | Кол-во Часов | |
1. | Вводное занятие. | 1 |
2. | Система пищеварения и пищеварительный процесс. Обмен веществ. | 1 |
3. | Что мы получаем с едой. | 1 |
4. | Калории. Калорийность блюд. | 1 |
5 | Продукты питания. | 1 |
6. | Надписи на упаковках. | 1 |
7. | Нарушения пищевого поведения. | 1 |
8. | Философия питания. | 1 |
9. | Астрология питания. | 1 |
10. | Итоговое занятие. | 1 |
Итого: |
Содержание программы.
Тема 1. Вводное занятие.
Общие положения о курсе: его актуальность, цели, задачи, организация работы, вопросы проверки знаний. Мотивация интереса учащихся изучение курса и пожелания на включение тех или интересующих их аспектов темы.
Тема 2. Система пищеварения и пищеварительный процесс. Обмен веществ.
Система пищеварения человека: пищеварительный тракт, печень, желчный пузырь, поджелудочная и слюнные железы. Пищеварительный тракт: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник. Пищеварительный процесс. Осуществление обмена веществ в организме человека.
Связь нормального обмена веществ с правильным питанием.
Тема 3. Что мы получаем с едой.
Вода, ее значение для организма.
Белки , их функция в организме. Белки животного и растительного происхождения. Последствия недостатка белков или их избытка.
Продукты, богатые белком.
Жиры, их значение для организма. Последствия недостатка жиров в организме или их избытка. Продукты, содержащие жиры. Холестерин и лецитин, их особенность. Последствия дефицита холестерина или его избытка.
Продукты, богатые холестерином.
Углеводы — источник энергии для организма. Последствия недостатка углеводов или их избытка.
Витамины: витамин А , витамин В1 , витамин В2 , витамин В3 , витамин В4 , витамин В5 , витамин В6 , витамин В8 , витамин В9 , витамин В12 , витамин В13 , витамин В15 , витамин Н , витамин С , витамины группы D , витамины группы К, витамины группы Е , витамины группы Р . Значение данных витаминов для организма, их источники, последствия недостатка или избытка этих витаминов.
Минералы, их роль для здоровья человека. Макроэлементы: натрий, калий, кальций, магний, фосфор, хлор, сера. Микроэлементы: йод, железо, кобальт, кремний, литий, марганец, медь, молибден, мышьяк, селен, фтор, хром, цинк.
Их источники. Последствия избытка или недостатка данных минералов.
Тема 4. Калории. Калорийность блюд.
Понятие калории. Калорийность продуктов. Суточная потребность в калориях у людей разного пола и возраста. Регулирование потребления и расходования энергии, подсчет калорийности блюд.
Формула нормального веса. Ожирение, его последствия.
Тема 5. Продукты питания.
Молоко и молочные продукты, мясные продукты, рыба, морепродукты, яйца, крупы, хлеб и мучные изделия, жиры и масла, овощи, фрукты, ягоды, мед, шоколад, чай, кофе. Значение и потребность данных продуктов для здоровья человека. Алкоголь как продукт питания.
Тема 6. Надписи на упаковках.
Упаковочные материалы, их безопасность. Сроки хранения продуктов. Пищевые добавки.
Что мы можем узнать о продукте из упаковки.
Тема 7. Нарушения пищевого поведения.
Анорексия и булимия. Роль средств массовой информации в распостранении данных болезней среди молодежи. Борьба с нарушениями пищевого поведения.
Лечение анорексии и булимии.
Тема 8. Философия питания.
Вегитарианство. Раздельное питания . Чудо голодания .
Система Естественного Оздоровления доктора Шаталовой. Макробиотика. Биологически активные добавки к пище.
Питание по православным канонам.
Тема 9. Астрология питания.
Пищевые привычки и потребности знаков Зодиака.
Тема 10. Итоговое занятие.
Подведение итогов работы по программе курса и оценивание деятельности учащихся.
Программа элективного курса «Правильное питание» для 10 класса