Программа Факультатива «Физика для всех» 7 Класс
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_________________________
______
___________________
Программа Факультатива
Физика для всех
Для учащихся 7 класса
Преподаватель физики: Кудашкина Т. А.
2014-уч. год.
Пояснительная записка.
Программа факультативного курса
Физика для всех
Сделана на основании элективных курсов С. В. Фесенко предназначена для формирования и развития профильной компетентности учащихся 7 класса. Программа направлена на стимулирование творческой активности учащихся. В ее содержание отражается компетентностный подход, методологический, поисковый, проектный, исследовательский методы обучения физике. Программа рассчитана на 35 ч в год
Общедидактические цели курса: создание условий для развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся, продолжение формирования и развития осознанных мотивов деятельности при изучении физики и в повседневной жизни, углубление знаний при расширение информации по отдельным вопросам или темам базового образования, формирование компетенций: социальной, коммуникативной, информационной, когнитивной, специальной.
Задачи курса:
— Познакомить учащихся со спиральной структурой развития физической науки;
— сформировать умения проводить наблюдения, изучать явления, включая фиксацию фактов;
— Развивать экспериментальные навыки и умения;
— помогать учащимся учиться обобщать, анализировать, сравнивать, формулировать эмпирические закономерности, устанавливать взаимосвязи в изучаемых явлениях;
-прививать навык работы с учебными и научными текстами;
— развивать способности выдвигать гипотезы и самостоятельно выбирать метод исследования с последующей рефлекцией.
Вид предпрофильного курса — углубляющий. Его назначение — удовлетворить естественное стремление учащихся к знаниям и самостоятельной познавательной деятельности, не скованной жесткими рамками обязательного стандарта обучения.
Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания окружающего мира: от мегамира к микромиру, от простейших явлений природы к сложным физическим процессам.
Ожидаемые результаты: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих и творческих способностей учащихся.
Программа данного курса включает темы:
Рождение Вселенной.
Пространство и время.
Вещество и поле.
Звук.
Свет.
Теплота.
Электричество и магнетизм.
В основу содержания курса положены сведения из основных разделов программы основного и среднего общего образования по физике:
Методы научного познания в физике
,
Механические колебания и волны
,
Молекулярная физика
,
Электродинамика
,
Элементы СТО
,
Образование и строение Вселенной
.
Требования к результатам обучения.
Понимание каждым учеником места физики в системе естественных наук, спиральной структуры развития физической науки, роли физики в развитии научно-технического прогресса.
Умение Анализировать, систематизировать и обобщать научную информацию, оперировать основными понятиями и терминами для объяснения природных явлений, устанавливать причинно-следственные связи.
Умение проводить наблюдения, опыты, решать качественные и расчетные задачи, строить модели, выдвигать гипотезы в соответствующей теме курса.
Развитие ключевых копетенций в процессе реализации проектной деятельности.
Учебно-тематическое планирование.
Кол-во часов | Темы занятий | Дата | |
Тео-рия | Прак-тика | ||
1.Вводное занятие | 1 | — | 1.1.Что изучает физика? |
2.Рождение Вселенной | 2 | — | 2.2.История развития Вселенной. |
2.3.Образование планет, галактик, частиц, вещества. | |||
3.Вещество и поле. | 2 | — | 3.4.Эксперимент и теория в процессе познания природы. |
3.5.Механическая картина мира. | |||
4.Пространство и время | 2 | 1 | 4.6.Понятие пространства и времени. |
4.7.Принцип относительности. Геоцентризм и гелиоцентризм. | |||
4.8.ЛР Измерение времени реакции человека с помощью линейки | |||
5.Звук | 2 | 2 | 5.9.Источники звука. |
5.10.Распространение звука в различных средах. | |||
5.11.ЛР Наблюдение колебаний звучащих тел . | |||
5.12.Музыкальные звуки. Шум и его влияние на живой организм. Решение качественных и расчетных задач. | |||
6.Свет | 5 | 2 | 6.13.Источники света. |
6.14 Прямолинейное распространение света. | |||
6.15.Отражение и преломление света. | |||
6.16. ЛР Наблюдение явлений отражения и преломления света . | |||
6.17.Научное представление света. | |||
6.18.Объяснение природных явлений. | |||
6.19. Решение качественных и расчетных задач. | |||
7.Теплота | 5 | 2 | 7.20.Тепловое движение. |
7.21.Явление диффузии и броуновского движения. | |||
7.22.Термометр и градусник — сходство и отличие. | |||
7.23.Температурные шкалы. Решение задач на установление взаимосвязи между эмпирическими температурными шкалами. | |||
7.24.Примеры теплопередачи в природе и технике. | |||
7.25.Использование энергии солнца на Земле. 7.26. Занимательные опыты по тепловым явлениям. | |||
8.Электричество и магнетизм. | 5 | 2 | 8.27.Электризация. |
8.28.Два рода зарядов. | |||
8.29.Статическое электричество и его применение. | |||
8.30.Электрический ток. Действия Электрического тока | |||
8.31.Магниты. Магнитное поле. | |||
8.32. Магнитное поле Земли. Работа с компасом. | |||
8.33. ЛР Волшебный гвоздик | |||
9. Это вы можете! | — | 2 | 9.34-35.Научно-практическая конференция с защитой проектов. |
Итог | 9 | 35 ч |
Содержание предпрофильного курса
Физика для всех
35 ч в год . 7-й класс Автор С. В. Фесенко
Тема 1. Введение — 1 ч.
Теория познания и ее основные проблемы. Формы и методы современного научного познания. Знакомство со структурой курса.
Мозговой штурм
. Погружение в проектную деятельность. Этапы работы методом проекта. Входной тест.
Тема 2. Рождение Вселенной — 2 ч.
История развития Вселенной. Образование элементарных частиц, вещества, галактик, планет. Возможные сценарии развития Вселенной.
Проблемный вопрос:
Какими должны быть параметры мира для того, в нем
Появилась жизнь и разумное существо — человек?
Домашнее задание: Мини — проект
Мифы о сотворении мира
.
Презентация — ролевая игра.
Тема 3. Вещество и поля — 2 ч.
Эксперимент и теория в процессе познания природы. Философское понятие материи. Виды и форма существования материи.
Основные свойства видов материи. Механическая картина мира. Моделирование объектов и явлений природы.
Домашнее задание: Мини — проект
Действие ветра разной силы
,
Зарождение торнадо
.
Тема 4. Пространство и время — 3 ч.
Понятия пространства и времени. Симметрия пространства и времени. Абсолютные и относительные величины в классической механике.
Принцип относительности Галилея. Геоцентризм Птолемея и гелиоцентризм Н. Коперника.
Проблемный вопрос: Совпадают ли мнения наблюдателей, находящихся в
Разных системах отсчета, по поводу протекания того или
Иного механического явления.
Лабораторная работа: Измерение времени реакции человека при помощи
Линейки.
Домашнее задание: Мини — проект
Геоцентрическая теория Гиппарха — Птолемея
И гелиоцентрическая теория Н. Коперник
Тема 5. Звук — 4 ч.
Источники звука. Причины возникновения звуковых волн. Распространение звука в различных средах. Отражение звука — эхо.
Характеристики звука. Музыкальные звуки. Шум и его влияние на живой организм. Шум моря в раковине.
Галереи шепота.
Лабораторная работа: Наблюдения колебаний звучащих тел.
Решение качественных и расчетных задач. Свистит ли рак на горе? Зачем зайцу длинные уши? Где у кузнечика уши? Инфразвуки в мире живой природы.
Кто может излучать и воспринимать звуки с частотой до 20154 Гц, с частотой до 10104 Гц? Ультразвук — помощник человека.
Домашнее задание: Мини — проект
Общение без слов
.
Презентация — разработка своего
языка
Общения.
Тема 6. Свет — 6 ч.
Источники света: естественные, искусственные. Условия видимости света. Прямолинейность распространения света в однородной среде.
Отражение и преломление света. Научное представление света. Образование тени полутени. Выключающее зеркало. Объяснение природных явлений: радуги, миражей , цвета зорь и закатов.
Цвета тел. Всегда ли зеленка зеленого цвета? Почему небо на Земле голубого цвета?
Какого цвета небо на Венере?
Проблемный вопрос: Мог ли видеть окружающий мир человек — невидимка,
Герой знаменитого романа Г. Уэллса?
Демонстрации: прямолинейное распространение света в воздухе, образование теней и полутеней, имитация солнечных и лунных затмений с помощью теллурия, отражение предметов в плоском зеркале.
Лабораторная работа: Изучение явлений отражения и преломления света.
Решение качественных и расчетных задач.
Домашнее задание: Мини — проект
Изготовление действующей модели
Калейдоскопа и перископа.
Тема 7. Теплота — 7 ч.
Тепловое движение. Явление диффузии и броуновского движения. Сравнительный анализ явлений диффузии и броуновского движения.
Температура — мера средней кинетической энергии движения молекул.
Термометр и градусник — сходство и отличие. Температурные шкалы: Цельсия, Фаренгейта, Реомюра, Кельвина. Зависимость температуры кипения от давления. Критическая температура. Получение низких температур.
Температура в космосе. Расширение тел при нагревании.
Проблемные вопросы: В чем секрет хождения по огню факиров? Почему на
Марсе никогда не будут цвести яблони?
Демонстрации: газовый термометр, объемное и линейное расширение твердых тел, нагревание тел при трении, ударе, деформации, принцип работы зажигалки, возгорание бумаги при фокусировки солнечных лучей, наблюдение броуновского движения под микроскопом, анимационные ролики с интерполяцией.
Решение задач На установление взаимосвязи между эмпирическими шкалами: Цельсия, Реомюра, Фаренгейта, Кельвина.
Домашнее задание: Мини — проект
Одежда для марсопроходцев
.
Презентация — отчет испытателя.
Тема 8. Электричество и магнетизм — 7ч.
Электризация. Электрический заряд. Существование в природе двух видов электрических зарядов.
Работа ксерокса. Электризация в криминалистике. Статическое электричество. Электрический ток.
Проводники электрического тока.
Действия электрического тока. Самостоятельные разряды в газах: тлеющий, дуговой, коронный, искровой. Плазма. Шаровая молния.
Магниты. Магнитное поле. Источник магнитного поля.
Магнитное поле Земли и его защитная функция.
Магнитная левитация. SAR — что это?
Проблемный вопрос: Казалось бы, какую связь можно обнаружить между
Электрическим током, магнитным полем и здоровьем
Человека?
Демонстрации: Взаимодействие заряженных тел, магнитное действие электри-
Ческого тока, движение легких фигур в электростатическом
Поле. Фрагменты видеофильма
Грозные силы природы
.
Информационные сообщения учащихся : Симфония полярных сияний.
Насколько опасно находиться человеку рядом в высоковольтной ЛЭП? Практические советы по приобретению и использованию сотовых телефонов.
Лабораторная работа:
Волшебный гвоздик
.
Домашнее задание: Исследовательский мини — проект
Эволюция
Электрической лампочки
.
Научно — практическая конференция
Это вы можете!
2 ч
— учащиеся представляют и защищают продукты своей проектной деятельности.
Входной тест
Как я познаю мир?
А) наблюдаю
В) читаю книги
С) использую информацию с сайтов Internet
Что является критерием истины?
А) слово В) опыт С) обобщение
Попробуйте своими словами описать
модель
Своего соседа по парте.
Проверьте, узнают ли одноклассники
объект
По вашей
модели
.
Вам предложено 9 слов, которые вы должны объединить в три группы
по смыслу
, основываясь на своем личном восприятии:
Длина, килограмм, ткань, вес, литр, печенье, объем, метр, вода.
Какие животные издают самый громкий звук?
А) львы В) слоны С) голубые киты
В детстве я любил и это у меня хорошо получалось
А) выкладывать мозаику
В) конструировать
С) раскрашивать картинки
Согласно русской народной примете там, где туман ложиться на землю,
Нужно:
А) копать колодец В) строить Дом С) собирать целебные травы
В книге Ч. Диккенса
Оливер Твист
Рассказывается о неком мальчике,
Который по ночам разбрасывал апельсиновые корки по мостовой, чтобы обеспечить работой своего хозяина, который по Профессии был:
А) продавцом фруктов В) хирургом С) мусорщиком
Прибор, представляющий собой систему из двух стеклянных линз, позволя-ющий увеличивать изображение, был изготовлен в 1590 году Захарием Янсеном называется:
А) очки В) микроскоп С) подзорная труба
Лед плавает в воде. Вода и лед состоят из одних и тех же молекул.
Вероятно, лед имеет более рыхлую молекулярную структуру, чем вода.
Данное умозаключение является результатом:
А) выдвинутой гипотезы В) теоретического вывода С) наблюдаемого
Рекомендации по проведению лабораторных работ
Тема 4. Пространство и время.
Лабораторная работа. Измерение времени реакции человека при помощи
Линейки.
Время реакции — это протяженность от начала сигнала до реакции организма человека на этот сигнал, Она зависит от возраста, тренированности и самочувствия человека.
Например, время реакции на слуховой сигнал 0,12 — 0,14 с,
А на зрительный — около 0,13 — 0,15 с. Время реакции является одним из важнейших критериев отбора водителей, операторов, летчиков и космонавтов.
Оборудование: линейка деревянная.
Ход работы.
1. Изготовление прибора для измерения времени реакции человека.
Используем формулу для вычисления пути, пройденного телом при свободном падении без начальной скорости h0 =
Программа Факультатива «Физика для всех» 7 Класс