Программа «Музыка» Н. А. Терентьевой
Эта статья посвящена рассмотрению места сочинений композиторов — импрессионистов в трех программах по музыке, по которым в настоящее время проводятся занятия в школах. Это программы следующих авторов: Н. А. Терентьевой, Ю. Б. Алиева и Д. Б. Кабалевского. У каждого из них свои подход к использованию импрессионистических сочинений на уроках музыки: — с какой музыкой импрессионистов следует знакомить детей , — как это делать , — когда . Мы постарались максимально подробно разобраться в этих вопросах и в опоре на них выстроить обзор программ.
Программа «Музыка» Н. А. Терентьевой. Н. А. Терентьева в программе «Музыка» акцентирует актуальность идеи комплексного подхода к музыкально-эстетическому воспитанию детей. Формирование и воспитание эстетического чувства у младших школьников осуществляется при знакомстве и овладении основами трех видов искусств — музыки, живописи, литературы . При этом стержневым видом искусства в данной программе является музыка.
В отборе музыкального материала автор не обходит вниманием и творчество композиторов-импрессионистов. Обращение к нему не случайно, т. к. музыка импрессионистов предполагает рассмотрение во взаимосвязи с другими видами искусств.
Так, занятие по теме «Поет зима, аукает» в качестве музыки для слушания предлагается пьеса «Снег танцует» из цикла «Детский уголок» К. Дебюсси. Для большей глубины восприятия музыки детям предлагается прослушать стихотворение Е. Трутневой «Зима». Цель урока — осмысление понятия «образ».
Поэтому после звучания музыки и стихов учитель задает следующий круг вопросов: 1. Какой образ возник перед вами при прослушивании музыкального и поэтического произведений?
2. Что является отличительной чертой художественного образа?
3. Что общего между образами, воплощенными в пьесе К. Дебюсси и стихотворении Е. Трутневой?
4. В чем различие между ними?
После дети получают задание красками нарисовать свои впечатления, сымпровизировать движение под музыку К. Дебюсси.
В урок по теме «Музыка леса» включен фрагмент из балета «Дафнис и Хлоя» М. Равеля, . Учитель предлагает детям совершить мысленную прогулку по лесу, полюбоваться его красочными картинами, услышать лесные голоса. Основная цель вызвать в сознании у ребенка мысль о том, что человек, способный проникнуться чудесным миром природы, несомненно будет заботиться и оберегать ее, восхищаться ею. Учитель просит ответить на вопрос: какое настроение, чувство пробуждает в вас прозвучавшая музыка? К постижению образа этого сочинения следует подвести учащихся через анализ средств музыкальной выразительности, в частности, отметить своеобразные изгибы мелодической линии, обратить внимание на музыкальные инструменты, использованные Равелем. После анализа музыкально-выразительных средств эпизода «Восход солнца» педагог просит рассказать о том, что происходит с природой в утренние часы.
Для усиления выразительности красочной звуковой картины просыпающейся природы в произведении М. Равеля, Н. А. Терентьева использует стихотворение С. Есенина «Синий май. Заревая теплынь. » Далее следует сравнение изображения звуками картины утреннего леса в музыке «Восход солнца» М. Равеля и к увертюре к опере » Вильгельм Телль » Дж. Россини.
Выявляются общие моменты — спокойное, слегка покачивающееся движение музыки, ассоциирующееся с дуновением ветра, усиление динамики, обогащение звучности за счет включения новых инструментов, напоминающее пробуждение птиц и зверей. Интересно следующее после этого задание красками на листе бумаги изобразить оттенки настроения, передать эмоциональные впечатления от прослушанной музыки, показать смену характера состояния.
К сожалению, этим произведениями ограничивается обращение автора к творчеству К. Дебюсси и М. Равеля: в последующих 3 — 4 классах музыка импрессионистов не используется. Вероятно, ограничение это Н. А. Терентьевой сделано сознательно. Поскольку Программа рассчитана на младших школьников, она не должна быть перегружена столь сложной в плане языка музыкой .
Хотелось бы отметить, что темы «Поет зима, аукает» и «Музыка леса» очень органично вплетают в себя произведения импрессионистов.
Музыкальный материал, предложенный Н. А. Терентьевой вполне доступен детям младшего школьного возраста. Но, на наш взгляд, не стоит сравнивать музыку Дж. Россини и М. Равеля , творивших в разные исторические периоды.
Для детей младшего школьного возраста такое сравнение очень сложная задача. Следует отметить то, что картина просыпающегося леса в ув. Дж.
Россини — лишь фон, на котором разворачиваются сюжетные события оперы, а у Равеля она — самоценный эпизод балета, где красочный музыкальный язык составляет саму суть музыки. Более удачным на наш взгляд, будет сравнение эпизода «Восхода солнца» М. Равеля с «Утром» Э. Грига из сюиты «Пер Гюнт».
Автор программы на своих уроках широко использует принцип целостности, т. к. для детей младшего школьного возраста особенно характерно синкретическое восприятие мира. Для более полного понимания предложенной музыки, ученикам прослушать стихи, изобразить в красках настроения музыки, пластически проинтонировать ее. Но стихи, предложенные Н. А. Терентьевой, а точнее их эмоциональный строй, на наш взгляд не соответствует миру чувств той музыки, для усиления восприятия которой они предназначены.
Более удачным было бы привлечение образов из поэзии символистов.
Программа «Музыка» Н. А. Терентьевой