Произведение И. Нечуя-Левицкого «Кайдашева семья»
Произведения И. Нечуя-Левицкого — настоящая энциклопедия крестьянской жизни. С их страниц возникают полнокровные реалистические типы крестьянских персонажей, зачаровывают живописные пейзажи. С их страниц мы узнаем о быте и обычаях украинского народа. С их страниц веет Украиной — такой далекой, такой родной…Прошло около двух десятилетий после отмены барщины, но она, как эхо, отдается в памяти людей.
И все ж таки крестьяне ощутили свободу, ощутили радость от работы на себя, ощутили вкус собственной паляницы. Но вместе с тем в крестьянское жилье вошли зависть и индивидуализм. Люди стали как враги, как волки, которые грызутся за кусочек мяса. Такими возникают передо мною
Кайдаши — семья, в которой было все: и любовь, и радость, и ненависть, и боль, и ссоры, и страшная вражда, и мирный покой. «Под одной горой зеленой левады стоял немаленький дом Омелька Кайдаша». Вокруг дома, по обыкновению, садок. Каждая украинская семья заботливо сажала плодовые деревья, выращивала их и присматривала за ними.
Недаром «густые высокие вишни совсем закрывали от улицы окна и стены». Украина славилась вишневыми садами и живописными домами. Беленькие стены, «подпоясанные внизу красной завалинкой», выкрашенные окна и двери — все веселило глаз. Но для этого нужны были трудолюбивые руки. По обыкновению, белили и подводили дома молодые девушки или молодицы.
Мы видим Мотрю и Кайдашиху за этой работой. Сколько легло на плечи крестьян: и в поле и дома. Не было и минуты свободной, чтобы отдохнуть, ведь крестьянин, который не работал, не имел и что кушать. Поэтому и работали женщины все более по хозяйству, а мужчины, не имея возможности купить, мастерили сельскохозяйственное орудие или чинили его.
С приходом весны начинались полевые работы. Даже в воскресенье приходилось работать: «Крестьяне уважают воскресенье и праздники и не делают никакой работы, но не имеют за грех одного дела: возить в воскресенье и в праздник снопы».
Каждое воскресенье — это отдых для натруженных рук, а для молодых — это танцы, это встречи с любимыми. Недаром столько внимания уделяют юноши и девушки своей внешности: » Мотря оделась в зеленую юбку, в красную запаску, подпоясалась длинным красным поясом… обулась в красные сапоги, надела хорошее ожерелье…» Ленты и яркие юбки, хорошее ожерелье и красные сапоги — за этими приметами можно узнать украинских девушек, бодрых и жгучих, как огонь. Знакомит Нечуй-Левицкий нас и с разнообразными обрядами, обычаями.
Здесь и смотрины, и сватанье, и многочисленные поговорки к каждому событию: «Дари же, боже, нам и нашим детям век долгий и счастливый, чтобы ты, моя дочурка, была здорова, как вода, чтобы ты скрасила мой дом, моя утеха, как кукушка садочек…» На смотринах хозяева должны накормить будущих сватов, показать умение своих дочерей хозяйничать. Еще необходимо умело угостить водкой, да еще и пить нужно до дна, чтобы не оставлять на слезы. И когда праздновалась свадьба, то «четыре дня играла музыка, четыре дня пили и гуляли гости». Украинский народ как работает, так и гуляет! Досадно только, что крестьяне все же очень зависимы от водки.
Чуть ли не каждый день Омелько Кайдаш приходит домой пьяный. Хотя и суеверный, и набожный, хотя и постится » Двенадцать пятниц на год», но кабака обойти не может. До того он допился, что везде видел чертей.
Не помогла даже знахарка Палажка. Народ верил в то, что наушничеством можно снять любую болезнь, отвести «чертей», возвратить здоровье и любовь.
Народ верил в Бога, ходил в церковь. Важнейшим событием в жизни считалась проща — пойти помолиться в Киев, к святой Лавре. Поэтому и идет Мелашка вместе с многими женщинами из села в город, о котором только мечтала, — в святой Киев. «Как не пустите меня, то я, кажется, умру», — говорит она. Каждый крестьянин мечтает, чтобы его душу ангелы понесли просто к Богу.
Но главный «бог» крестьян — это земля. Недаром столько ссор за нее среди родных братьев. Досадно, но такой была тогдашняя действительность, которая вселяла злость и зависть в сердца. Хочется верить, что в наше время эта «жестокая болезнь» обойдет наши души.
Каждая эпоха несет с собой свои обычаи. Но, по моему мнению, все ж таки не все забыто. Увидев пестрые ленты и яркие юбки, широкие красные шаровары или смушковую шапку, мы знаем, что это украинская национальная одежда. Многое осталось из обрядов, будь то свадьба или крестины.
И это наполняет мое сердце гордостью.
Произведение И. Нечуя-Левицкого «Кайдашева семья»