«Пророк» М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина
Пушкинский «Пророк» написан в 1826 году, после казни декабристов. О декабристах много спорят и многое говорят. Чаще отрицательное. Но даже если они избрали неверный путь, то все равно боролись, причем не за свои права , а за права полностью бесправных людей.
Спасибо, что заплатили они за ошибки истории своими собственными жизнями.
Декабристы были друзьями Пушкина, а уже одно это что-то значит!
После их ссылки и гибели Пушкин жил, как «в пустыне мрачной». И шестикрылый серафим является к его лирическому герою на скрещении судеб — «на перепутье».
Чудо, происходящее у нас на глазах, и чудо поэзии, о котором говорится от первого лица:
Перстами легкими как сонМоих зениц коснулся он.
Первое чудо — духовное прозрение. Второе — умение не просто слушать, а услышать шум и звон настоящей жизни! И тогда поэт способен постичь весь мир — от «гад морских» до полета ангелов. А потом из обычного празднословного человека превратиться в прорицателя, с «жалом мудрым змеи».
Поэт проходит путь сквозь тернии к звездам и познает вечную истину, потому что к ней воззвал «Бога глас», сделав поэта, как Христа, своим наместником на земле. Он должен донести этот глас — глагол — слово от поднебесья до земных людей, таких, каким недавно был сам:
Восстань, пророк, и виждь, внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.
Глаголами повелительного наклонения «виждь, внемли, исполнись волею моей» завершается стихотворение Пушкина. С этого начинается «Пророк» Лермонтова. Опять, как исповедь, от первого лица, но уже без предыстории.
Вся она у Пушкина.
А у Лермонтова:С тех пор, как вечный судияМне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю яСтраницы злобы и порока.
Прошло пятнадцать лет после пушкинского «Пророка», но как изменилось время, как оно изменило людей! В пророка, провозгласившего «любви и правды чистые ученья», они стали бросать «бешено каменья».
Лермонтовский пророк, как и пушкинский, живет в пустыне, но не на перепутье, а на вершинах, услышанный звездами, но не услышанный людьми. Видя его, старцы говорят детям:
Он горд был, не ужился с нами:Глупец, хотел уверить нас, Что Бог гласит его устами!
Пророка презирают за наготу и «бедность», за то, что он «худ и бледен». Люди не могли поверить в то, что устами пророка гласит Бог, и он был отвергнут ими. Но все-таки земные муки — не зря. Ведь даже Христос за две тысячи лет вдохновил своим подвигом и страданиями далеко не всех.
В него, как и в поэта-пророка, нужно, я думаю, поверить не только разумом.
«Пророк» М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина