Пророк Пушкина и Лермонтова
Спустя 15 лет после написания Пушкиным стихотворения «Пророк», Лермонтов, которого многие считают преемником Пущкина, пишет новое стихотворение «Пророк» — свое продолжение истории путника, наделенного пророческим даром. У Пушкина простой смертный, претерпевая нечеловеческие страдания, преображается в пророка. Он услышал глас божий, он вдохновлен и готов к выполнению своей миссии. Уже у Лермонтова он попадает в реальный мир, где встречает лишь злобу и порок.
И никто не верит, что «бог гласит его устами», на его долю снова выпадают муки и страдания, причиняемые уже не ангелом, а простыми смертными, лишенные высшего смысла, порожденные лишь злобой и ненавистью. У Лермонтова, как и у Пушкинав стихотворении есть библейский подтекст. Страдания лермонтовского пророка напоминают страдания Христа, однако пророк не погибает от рук человеческих, а уходит в пустыню, где без своего желания получил мучительный пророческий дар. что же ищет он в пустыне? Возможно, он надеется на помощь господа, на избавление от дара, оказавшегося для него испытанием. Отшельническая жизнь в пустыне успокаивает его, и он живет раздольно, легко ладит с «тварями земными», любуется звездами.
А пушкин с «пустыней мрачною» сравнивает бессмысленное существование своих современников. Итак, лермонтовский пророк почти счастливо живет в пустыне. Читаем стихотворение дальше: Когда же через шумный град Я пробираюсь торопливо… а зачем пророк-отшельник ходит в город? ведь у него есть пустыня и звезды, которым уж точно чужды порок и презрение.
Зачем же он выбирается из своей пустынной обители и идет в город, где ему не верят, гонят, презирают и насмехаются? Видимо, не все человеческое выжег в нем пушкинский серафим. Он, как и все люди, тянется к обществу, забывая, что он сам уже не может говорить ничего, кроме правды, которую люди не любят слушать.
В этом и состоит вечная мука пророка:он все еще человек, он любит людей, но люди гонят его за правдивость и «чистые ученья».
Пророк Пушкина и Лермонтова