Прославление Родины, мира, науки и просвещения в «Оде на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.» М. Ломоносова
План
I. Ода — удивительный жанр.
II. Уроки Ломоносова.
1. Прославление мира как главного условия процветания государства.
2. Деятельность Петра — пример для Елисаветы Петровны.
3. Прославление науки и просвещения в оде.
4. Ломоносов — патриот России.
III. Творчество М. Ломоносова и современный читатель.
Удивительный жанр ода. Она говорит только о высоких темах: о Боге, о мудрости, о славе, о великих людях. Содержание оды можно передать прозой, существует «набор» поэтических приемов, которыми пользовались поэты эпохи классицизма при написании оды, и все-таки в этом жанре есть место и творческой индивидуальности: поэт, считающий своей единственной обязанностью следование канону, не напишет великого произведения.
Михаил Васильевич Ломоносов был признанным мастером этого непростого жанра. Содержание од Ломоносова определялось его политическими убеждениями. Любимые темы — история России, преобразовательная деятельность Петра I, развитие отечественной науки.
«Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.» начинается с воспевания мира, «возлюбленной тишины», которая пришла в Россию с началом царствования Елисаветы Петровны. Мир — главная ценность, главное условие процветания России и самая важная заслуга императрицы, считает Ломоносов, ведь только в мирное время возможно развитие науки:
Молчите, пламенные звуки, И колебать престаньте свет;Здесь в мире расширять наукиИзволила Елисавет.
Интересно, что похвалой царствующей императрице не ограничивается содержание произведения. Ломоносов создал жанр программной оды — оды-рекомендации. Примером Елисавете должна послужить деятельность Петра, «Человека, каков неслыхан был от века», который возвысил до небес «Россию, грубостью попранну». Петр изображен как фигура величественная, монументальная:
В полях кровавых Марс страшился, Свой меч в Петровых зря руках, И с трепетом Нептун чудился, Взирая на российский флаг.
Просвещенный монарх, Петр развивал «божественны науки», Россия ожидала «полезны видеть их плоды», но смерть прервала деятельность «бессмертия достойного» императора. Продолжать его дело — значит строить новую Россию, и главная роль в этом великом процессе принадлежит, по мнению Ломоносова, молодому поколению, тем, «которых ожидает Отечество от недр своих», кто должен доказать, «что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать». Гимн Елисавете Петровне завершается гимном наукам:
Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут…
М. В. Ломоносов — горячий патриот своего государства. С гордостью говорит он о своей державе, окидывая мысленным взором все ее пространство от приволжских и приднепровских степей до Амура, восхищаясь невиданным простором, неслыханными богатствами, блестящими перспективами:
И се Минерва ударяетВ верхи Рифейски копием;Сребро и злато истекаетВо всем наследии твоем. Плутон в расселинах мятется, Что россам в руки предаетсяДрагой его металл из пор, Которой там натура скрыла;От блеску дневного светилаОн мрачный отвращает взор.
Мы сказали бы просто: Урал богат полезными ископаемыми, в его недрах есть залежи драгоценных металлов. Эту же информацию Ломоносов подает как нечто необыкновенное, и причина этого не только в законах жанра, но и в неподдельном восхищении поэта величием и богатством своей державы.
Бесконечно далеки от нас времена М. В. Ломоносова. Его произведения не вписываются в XXI век. Трудно представить нашего современника, зачитывающегося одами эпохи классицизма. К творчеству М. В. Ломоносова мы обращаемся чаще всего при изучении истории, теории литературы, их чтение приносит пользу, но вряд ли способно удовлетворить наши эстетические запросы.
И все же, когда вчитаешься в торжественные, подчас громоздкие строки, попадаешь под обаяние истинного таланта и задумываешься об уроках, которые преподали своим потомкам великие деятели прошлых веков, о вечных истинах.
Прославление Родины, мира, науки и просвещения в «Оде на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.» М. Ломоносова