• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > «С каждым спаяно мое сердце…»

 

«С каждым спаяно мое сердце…»

…про Человека, родимого «всякому дыханию», траве, зверю… А. Платонов

Вначале урока предлагаю учащимся ответить на вопрос домашнего задания: можно ли назвать мир героев рассказа «Корова» «прекрасным и яростным»?

Обращаю внимание ребят на тему урока и ставлю задачу работы в классе: опираясь на рассказ «Корова», раскрыть смысл фразы Платонова: «…с каждым спаяно мое сердце…» Почему спаяно? Почему именно сердце? Разве с каждым?

Тема урока записывается ребятами в тетрадь. Она должна стать вектором восприятия рассказа в целом. Работу над содержанием, проникновение в мотивы поступков героев проведем путем выделения деталей, с точки зрения учащихся наиболее ярких. Класс работает в парах, имея право выбрать одно из двух заданий:

Душевный мир главного героя . Трагедия коровы-матери.

Идет важный этап самостоятельной работы с текстом. Ребята перечитывают его с карандашом, выписывают детали, отдельные слова и выражения, обсуждают в парах их выбор.

Отдельные работы позже зачитываются у доски, другие ученики могут оценить, сравнивая, свои записи . Исключительно важно понимать значение такой работы. Мы вчитываемся в каждое слово писателя, учимся видеть художественную деталь, понимать ее значимость.

Д У Ш Е В Н Ы Й М И Р Г Л А В Н О Г О Г Е Р О Я:

«Вася любил ходить в школу, потому что, слушая учительницу и читая книги, он воображал в своем уме весь мир, которого он еще не знал…»

«Поэтому с тревогой и радостью он всматривался в лицо людей, глядящих из окон пассажирских поездов…»

«Его мучило, если он видел какой-либо предмет или вещество и не понимал, отчего они живут внутри себя и действуют».

«Не было бы своего сына, я бы усыновил этого… Он с малолетства уже полный человек, а у него еще все впереди…»

«Вася постоял около нее, а потом обнял корову снизу за шею, чтоб она знала, что он понимает и любит ее».

«Я тоже хочу, чтобы всем людям нашей Родины была от меня польза и хорошо, а мне пусть меньше, потому что я помню нашу корову и не забуду».

Ж И З Н Ь И Т Р А Г Е Д И Я К О Р О В Ы — М А Т Е Р И:

«…у коровы не было своего имени»;

«…добрые теплые глаза, обведенные темными кругами»;

«…свою силу корова не собирала для себя в жир и в мясо, а отдавала ее в молоко и в работу»;

«…она должна жевать беспрерывно, потому что молоко в ней рожалось тоже беспрерывно»;

«Она все время ждала своего сына — теленка, а он не приходил»;

«Корова теперь ничего не ела; она молча и редко дышала»;

«…свое горе она не умела в себе утешить ни словом, ни сознанием, ни другом, ни развлечением, как это может делать человек»;

«…что однажды вошло в сердце или в чувство ее, то не могло быть там подавлено или забыто»;

«Она глядела во тьму большими налитыми глазами и не могла ими заплакать, чтобы обессилить себя и свое горе»;

«…ее чужой горловой голос»;

«…молоко у нее пропало вовсе, и она стала угрюмой и непонятливой».

Обсуждая выполненные задания, работаем над своеобразием языка произведения, пытаемся объяснить, в чем состоит выразительность стиля писателя Платонова. Например:

«…молоко в ней рожалось тоже беспрерывно» ;

«…из нее ели молоко мать, отец и я» ;

«Уставившись глазами в темнеющее поле, корова ждала своего сына» .

Особое внимание уделяем словам машиниста о Васе.

— Почему машинист хотел усыновить Васю, если бы у него «не было бы своего сына»?

— Какой смысл вкладывает машинист в слова: «Он с малолетства полный человек, а у него еще все впереди»?

— А как относится Вася к незнакомым людям, проезжающим мимо, к незнакомому пока миру дальних странствий? «Ему казалось, что все страны и люди давно ожидают, когда он вырастет и придет к ним…»

После обсуждения выполненных заданий «отражаем» героев друг в друге и выходим на идею произведения.

Предлагаю ребятам письменно ответить на один из вопросов:

Что значила в жизни Васи корова? Почему рассказ так называется?

Главное для нас, что каждый думает, отвечает самостоятельно. Затем заслушиваем ответы, выделяем главное, дополняем, накапливаем. Учитель делает схематически записи на доске.

Говорим об общности всего живого: Человек ли, корова ли — все это частицы единого мира. Всякая душа — живая, трепещущая, ранимая — требует к себе доброго, «по-отцовски» заботливого отношения.

— Прочитайте Васино сочинение. Как вы относитесь к нему? Что можно сказать о стиле? На тему ли оно написано?

Как в нем раскрывается главный герой?

Теперь переходим к кульминации творческого процесса. Ребята объясняют смысл фразы, вынесенной в название темы, сначала устно, а затем каждый формулирует письменный ответ.

Заканчиваю мастерскую просьбой подчеркнуть в тетради самые главные, на взгляд ученика, идеи урока.

Урок завершаю так:

— Представьте: мы не знаем, что оба рассказа — «Корова» и «В прекрасном и яростном мире» — написаны одним автором. Как можно об этом догадаться?

После такой, почти построчной работы с текстом учащиеся прекрасно чувствуют оригинальность, неповторимость стиля писателя, своеобразие его языка. Да и платоновская мысль о братстве человека и Вселенной, связующая все его произведения, становится понятной им.

И еще раз обращаемся к автобиографии: «И теперь исполняется моя долгая упорная детская мечта — стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей — я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце…»

Творческие работы после урока сдаются учителю, проверяются и оцениваются.



«С каждым спаяно мое сердце…»

Другие сочинения по теме:

  1. Урок второй по изучению повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Тема : «Интеллигенция и революция». Цель учебная : при анализе текста произведения проследить за отношением писателя К тем изменениям, которые...
  2. Урок первый по изучению повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» » Чудовищная история «, или Что сделала революция «из милейшего пса». Изучение творчества Михаила Афанасьевича Булгакова представляет собой серьезную методическую...
  3. Страстное, бунтующее сердце Если он называется «нигилистом», То чадо читать «революционером». И. С. Тургенев Выход романа «Отцы и дети» совпал с обострением борьбы...
  4. Краткое изложение — Материнское сердце — Рассказ Витька поехал на базар в районный город, продал сала на сто пятьдесят рублей и пошел в винный ларек «смазать» стакан-другой...
  5. Краткое изложение Материнское сердце Шукшин В. М. Шукшин Материнское сердце Витька Борзенков поехал на базар в районный город, продал сала на сто пятьдесят рублей и...
  6. Краткое содержание рассказа Шукшина «Материнское сердце» Витька Борзенков поехал на базар в районный город, продал сала на сто пятьдесят рублей (он собирался жениться, позарез нужны были...
  7. Слабая позиция гласных в сочетании оро — оло. Чтение слов и предложений. Чтение текста и беседа по содержанию ЦЕЛЬ: 1. познакомить учащихся с написанием слов с сочетанием — оро-, — оло-. 2. совершенствовать технику чтения, учиться владеть голосом....
  8. Урок третий по изучению повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Тема : «То есть он говорил? — Это еще не значит быть человеком» (М. Булгаков. «Собачье сердце») Цель учебная :...
  9. Страстное, грешное, бунтующее сердце Евгения Базарова Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» отразил борьбу двух политических лагерей, сложившихся в России в 60-е годы XIX столетия....
  10. Смысл двух превращений Шарика в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Михаил Афанасьевич Булгаков является одним из самых значимых писателей первой половины 20 века. В произведениях двадцатых годов, одним из которых...
  11. Булгаков и его роман «Собачье сердце» Судьба литературного наследия Булгакова — исторический сюжет редкого драматизма, скорбная судьба высокого искусства, ищущего справедливого признания. Совсем еще недавно Булгаков...
  12. Споры о «Горячем сердце» В литературоведении высказывалась в свое время мысль, что «Горячее сердце» написано под влиянием лучших образцов западной буффонной комедии. Зная интерес...
  13. «Великий эксперимент» в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Творчество М. А. Булгакова — крупнейшее явление русской художественной литературы XX века. Основной его темой можно считать тему «трагедии русского...
  14. Повествовательная структура повести «Собачье сердце» В повествовательной структуре повести «Собачье сердце» образ рассказчика непостоянен. Повествование ведется то от имени Шарика-собаки (до операции), то доктора Борменталя...
  15. Сердце народное в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов задумал как «народную жизнь». Пристально изучая крестьянскую жизнь, он готовился к написанию этой поэмы....
  16. Фантастическое и реальное в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Одним из лучших произведений Булгакова стала повесть «Собачье сердце», написанная в 1925 году. Представители власти сразу оценили ее как острый...
  17. Черты революционной эпохи в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Русский писатель М. А. Булгаков создавал в своих полуфантастических произведениях очень точный и реалистичный образ той действительности, которая возникла в...
  18. История создания и судьба повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Повесть Булгакова «Собачье сердце», имеющая подзаголовок «Чудовищная история», не публиковалась при жизни писателя. Впервые она была напечатана в 1968г. ....
  19. М. Булгаков. «Собачье сердце» М. Булгаков. «Собачье сердце» М. А. Булгаков в литературу пришел уже в годы советской власти. Он не был эмигрантом и...
  20. Реальное и ирреальное в произведениях М. А. Булгакова «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита» Творчество М. А. Булгакова — одна из прекраснейших страниц литературы, национальное достояние русского народа. Он следует литературным традициям Гоголя, Достоевского,...
« Чацкий как представитель «века нынешнего»
Мятежный подросток против «взрослого» мира »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения