Протест против жестокости жизни
Произведение по повести Архипа Тесленко «Казненные жизни».
Вершиной творчества Архипа Тесленко считается повесть «Казненные жизни», которую называют «художественным документом, заслуживающим даже социологических исследований об эпохе «черной тишины». Эта повесть-размышление о добре и зле, о том, как и зачем жить. Недаром еще в начале века она считалась украшением украинской литературы. Это произведение создавалось тогда, когда в стране, казалось, все замерло после бурных событий 1905-1907 годов.
Некоторые из персонажей имеют реальных прототипов, но Тесленко не собирался только перечислить чьи-то жизненные трудности и проблемы. Он пытался сделать широкие художественные обобщения, то есть показать, что ситуация, о которой идет речь, не случайна для того общества, в котором жил и творил писатель.
Аленка Панасенко — главная героиня повести — стремится получить образование, стать учительницей, нести мир знаний своим маленьким ученикам. И не только стремление жить богатой духовной жизнью привело девушку на учительский путь. Было еще и желание вырваться из беспросветного крестьянского быта, помочь родителям, которые едва сводили концы с концами. «Тогда в Вербовке только и девушек интеллигентных было, что она», — рассказывает автор. Любовь к книге, к музыке, чувству красивого в природе, в человеке, в жизни — все это свидетельствует о высокой духовности главной героини. Мучительные восприятия уродства в жизни, огромное стремление быть Человеком, а не «песиком» возвеличивает Аленку, поднимает над обыденной толпой. «Я из грязи вылезти хочу.
Я хочу к чему-то большому, красивому идти, желаю человечности, правды в жизни…». Реальность оказалась к девушке жестокой и немилосердной. Автор показал, как постепенно происходило крушение надежд главной героини.
Ужасно то, что сами родители обращаются с дочерью аморально. Но даже бедность не может оправдать их подлых поступков. Аленка тяжело переносит унижения, но нахожу свой долг перед родителями выполняет — прощает матери грубое толкание в спину перед судьей и жестокие слова родительского упрека.
Девушка не может простить себе, что легкомысленно переписала заявление, отступила от своих принципов, по ее мнению, она вела себя, как «тряпка». Ее чистая и светлая душа была зажата обстоятельствами жизни со всех сторон. «Загнанная, затравленная, приглушенная чувством стыда за недостойный поступок, девушка сознательно выбирает смерть.
Конечно, Аленку нельзя назвать слабой, так как она была сильнее многих, хотя внешне выглядела хрупкой. Когда отдельные представители интеллигенции были вынуждены ради куска хлеба приспосабливаться и скрывать свои взгляды, она искренне и откровенно отстаивала свое собственное «я», оставалась сама собой. Ошиблась единственный раз — и не смогла себя простить. Ее самоубийство — не бегство от проблем, а страстный вызов всей системе, которая уничтожала таланты из народа.
Оставив в подарок отцу Евангелие в золотой оправе, Аленка пыталась этим доказать, что главное — быть человеком, который придерживается заповедей Бога. Архип Тесленко писал свое произведение в условиях столыпинской реакции, когда не разрешали малейшего проявления вольнодумства. При таких обстоятельствах демократическая интеллигенция теряла духовную опору и тем самым прибегала к самоубийству.
Однако автор считает, что самоубийство не является выходом из положения, ибо стоит переждать неприятности, как черную ночь, и надеяться, что солнышко снова взойдет.
Мне жаль, что жизнь такой доброй, искренней девушки, как Алена Панасенко, так рано оборвалась. Из нее мог бы получиться хороший специалист, который бы нес свет любви и знаний для своих маленьких учеников.
Протест против жестокости жизни