Проявление повышеного интереса драматургов к обычным людям
Вместе с тем критика справедливо отмечала, что некоторым молодым героям розовских пьес не хватает знаний, опыта, зрелости мысли и поступков для решения сложных жизненных проблем. Подчас их бунтарство не выходит за рамки заурядной эскапады (например, О. Савин из пьесы «В поисках радости» отцовской шашкой крушит новую модную мебель). Но в большинстве своем герои пьес В. Розова покоряют зрителя душевной красотой, чистотой, непримиримостью к ханжеству, лицемерию.
Творческой манере В. Розова с ее доверительной интонацией, мягкостью тонов и стремлением к точному воссозданию деталей повседневного быта близка эстетическая позиция Алексея Арбузова. Повышенный интерес драматурга к обычным, простым людям, сопереживание их судьбе — продолжение лирической линии, идущей от «Машеньки» А. Афиногенова. Пристально вглядываясь в человеческие отношения, радости и горе, победы и поражения, Арбузов прослеживает эволюцию, самый процесс становления, преображения и совершенствования характеров. Уже в «Годах странствий» (1950-1954) отчетливо различимо тяготение к героям не исключительным, идеальным, а к тем, у кого характер еще формируется.
Огромный резонанс вызвала пьеса А. Арбузова «Иркутская история» (1959). События в пьесе происходят на одной из сибирских новостроек. В ней раскрываются процессы духовного воспитания молодежи под влиянием трудового коллектива, новых взаимоотношений в быту. На их глазах происходит как бы второе рождение Валентины, рождение, не декларативно заявленное, а психологически убедительно раскрываемое.
Не похожий ни на одного из прежних знакомых девушки, Сергей вначале просто интересует ее, затем появляется какое-то непривычно-тревожное состояние («Что-то я сегодня на себя непохожая»). И вот уже в беседе с Сергеем о настоящей любви Валентина серьезно и не совсем уверенно произносит: «А вообще-то она есть?»
Но героине суждено еще пройти через унижения и оскорбления, услышать убийственные слова Виктора по поводу их брака: «Вот бы смеху было»; ей предстоит еще, обращаясь к Сергею, самой произнести страшные для женщины слова и потребуется много передумать и переоценить, почувствовать удивительную доброту Сергея, его душевную чуткость и такт, чтобы прежняя «Валька-дешевка» постепенно уступила место ранее неведомому ей самой человеку.
Проявление повышеного интереса драматургов к обычным людям