«Проза любви» в лирике Н. А. Некрасова
Нисколько не умаляя общественного значения стихотворений Некрасова, которые внесли в русскую лирику «рыдающие звуки» и заставили содрогнуться при виде страданий народных, нельзя не сказать о произведениях, где поэт исследует тонкие движения человеческой души, изображает «жизнь сердца», проникает в сокровенные уголки внутреннего мира людей. О «страницах любви» у Н. Некрасова говорят робко, пытаясь растворить их в гражданской лирике. Объектом внимания поэта становится «проза в любви» с ее постоянными размолвками, ссорами и взаимными упреками.
И здесь художник остается верным правде жизни. В стихотворении «Мы с тобой бестолковые люди…» Н. Некрасов учит нас видеть светлое начало даже в самых горьких событиях. Ведь ссора перестает быть страшной, когда ты знаешь, что за ней последует «возвращенье любви и участья».
Мастерство поэта заключалось в том, что он создал в любовной лирике два характера: лирического героя и лирической героини. Лирическая героиня — личность незаурядная, сильная, наделенная глубоким умом. Она подруга и единомышленница, способная поддержать в трудную минуту, принять важное решение, найти выход из сложных обстоятельств . Для того чтобы представить себе лирического героя, откроем стихотворение «Застенчивость».
В нем запечатлено одно из нелегких душевных состояний, которое переживает чем-либо смущенный или угнетенный человек. Лирический герой умен, наблюдателен, тонок, но жизнь не поддержала его надежд и он утратил веру в будущее. Важным является то, что герой сам пытается понять, каковы асе причины его «бесталанной долюшки слезной», его «сознанья бессилья обидного», и находит ответ: «Придавила меня бедность грозная». Н. Некрасов психологически точно передает переживания человека, готового перевернуть мир ради любимой, но при встрече с ней чувствующего на ногах «гири железные». Окружающая действительность может быть сурова не только по отношению к затаенной любви, но и к той, которая уже стала реальностью.
В стихотворении «Тяжелый год — сломил меня недуг…» мир предстает в очень важных измерениях и обозначениях: беда — счастье — борьба — «жизнь без счастья» — враг — друг — любимая. Героиня была самым надежным оплотом, но все-таки «не пощадила». Причина этого не столько в ней самой, сколько в объективных обстоятельствах, в общей несчастливости жизни.
Поэт не обвиняет, а оправдывает свою избранницу: Истерзана, озлоблена борьбой… Страдалица! Стоишь передо мной…
В любви, по Н. Некрасову, нет и не может быть застылости и однообразия. Вспомним стихотворение «Да, наша жизнь текла мятежно…» Оно увлекает и силой выраженного в нем чувства, и видением этапов любви, и найденной художником формой выражения этого чувства. Самые первые строки — своеобразный конспект повести или романа, открывающие напряженность, динамизм отношений любви, их зависимость от воздействия мира: «Да, наша жизнь текла мятежно, полна тревог, полна утрат». Любящие расстались на время. Их жизнь в разлуке изображается как терпеливое ожидание новой встречи: Но с той поры, как все кругом меня пустынно, Отдаться не могу с любовью ничему, И жизнь скучна, и время длинно, И холоден я к делу своему.
Постепенно в воспоминаниях герой возвращается к началу любви. Для него очевидно, что нарастание чувства сопровождается усилением сомнений. Главенствующая роль в союзе двух сердец принадлежит вере.
Не случайно слово «вера» или производные от него повторяются в тексте так часто: Как ты хотела верить мне, И как и верила, и колебалась снова, И как поверила вполне! Динамику чувства Н. Некрасов соединяет с диалектикой жизни. Так поэт помогает нам открыть в изменчивых формах бытия незыблемые ценности. Одна из них — любовь, творящая, возводящая свои вершины, делающая каждый день счастливым.
Н. Некрасов показывает нам самые разные этапы любовного чувства, объединяя их подчас в одном произведении. Так происходит в стихотворении «Давно отвергнутый тобой…». Вначале лирический герой предстает перед нами отчаявшимся, готовым к самоубийству, но затем возвращается счастье взаимности, а с ней и полнота жизни.
Однако развязка оказалась неизбежной. Любовь ушла, и все вокруг утратило привлекательности. Человеческие чувства не защищены от вторжения враждебного мира.
Непредсказуемость судьбы создает ощущение трагизма. В изумительной лирической миниатюре «Прости», по форме напоминающей заклинание , прослеживается зависимость любви от хода жизни: Прости! Не помни дней паденья, Тоски, унынья, озлобленья, — Не помни бурь, не помни слез, Не помни ревности угроз! Герой наделен благородной памятью, ему горька мысль о расставании с былым.
Он хочет, чтобы общее прошлое осталось светлым и в памяти его возлюбленной. Развитие авторской мысли интересно тем, что чувство признательности к пережитому истолковано как возможность избежать болезненного разрыва. Тот, кто любил, должен быть внимательным и терпеливым. Он не имеет права сходить с пьедестала, на которой возвела его любовь.
Благородством сердца измеряется и апогей и закат чувства. Поэтому последние строки звучат как завещание: Но дни, когда любви светило Над нами ласково всходило И бодро мы свершали путь, — Благослови и не забудь! «Любви светило» наделяется свойствами живого существа: оно «ласково всходило», согревало душу, сердце, вселяя в них надежду на возможность преодолеть все неурядицы жизни. Эта метафора делает слова поэта особенно проникновенными.
Таким образом, прочитав даже немногие стихотворения, нельзя не согласиться с утверждением, что Н. Некрасов внес в русскую литературу новые поэтические открытия сокровенных тайн сердца.
«Проза любви» в лирике Н. А. Некрасова