Психологическое эссе Джеймса Джойса «Джакомо Джойс», его автобиографический характер
Цель: помочь ученикам осознать эстетично-художественные особенности произведения; развивать навыки восприятия модернистских произведений, умение наблюдать за художественным полотном, анализировать его, высказывать свои впечатления; воспитывать эстетичные вкусы, любовь к искусству.
Оборудование: портрет писателя, издание произведения, иллюстративные материалы.
Тип урока: формирование умений и навыков.
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности учеников.
Учитель. Литературовед К. Гениева пишет о психологическом эссе «Джакомо Джойс»: «На этих шестнадцати страницах была апробирована новая поэтика, с помощью которой эпос человеческой жизни, эпос духа и тела, истории и частной жизни был помещен в границе одного «…» дня «…», который растянулся до размеров вечности». Об объединении «мига» и «вечности», драматизма и иронии, новую поэтику в эссе «Джакомо Джойс» и будет идти на уроке.
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
1. Рассказ учеников о жизни и творчестве писателя Джеймса Джойса, его модернистские поиски.
2. Высказывание учениками впечатлений от прочитанного эссе «Джакомо Джойс».
IV. Формирование умений и навыков.
1. Слово учителя.
Произведение «Джакомо Джойс» считается одним из наилучших образцов малой модернистской прозы. Написанный в виде ряда фрагментов, он является своеобразной художественно-дневниковой летописью истории одной любви.
Реальной основой сюжета была пережитая писателем влюбленность в Амалию Поппер, его ученицу. Напряженное, динамическое, богатое разнообразными оттенками течение чувств лирического героя, который воспринимает любовную ситуацию во всей ее невероятной противоречивости и усложненности многочисленными табу, ведь он — зрелый мужчина, и вдобавок состоящий в браке, а она — молодая девушка; он — учитель, она — ученица; его отношение к своим чувствам — лирично-ироническое, ее — немного кокетливое,- все это представляет содержание произведения. Фрагменты, из которых составляется эссе, фиксируют отдельные моменты любовных взаимоотношений, отражают вспышки чувств героя и воссоздают разные ракурсы образы любимой. Поскольку художественные приемы модернизма многозначные, то отдельные эпизоды можно понимать как такие, которые происходят лишь в разожженном воображении лирического героя. В поэтике произведения широко используются импрессионистические средства (впечатление, «остановленный миг» и т. п.), элементы «потока сознания».
2. Наблюдение над текстом.
Джеймс Джойс создал своеобразный жанр психологического эссе, в котором внимание сосредоточивается на внутренней жизни личности. Автор сам становится героем литературного произведения. Об этом свидетельствуют факты биографии писателя. Назовите их, обозначьте схематично.
— Найдите в тексте цитаты, которые характеризуют лирическую героиню как «молодое благородное лицо»; кокетливую женщину; полувзрослую-полуребенка; влюбленную.
— произведение начинается вопросом «Кто?». Почему?
— Какие ассоциации вызывает в сознании лирического героя оскорблений девушки? («Жеребенок», «холеная в неволе птица», «чернявый цыпленок», «одалиска», «звездная гадюка»)
— Найдите в произведении использованные автором приемы иронии. («Чернявый цыпленок напуган: неожиданно врывает; короткие поникшие крики: она плачет за своей мамой, опытной наседкой»).
— Исследуйте, какие цвета преобладают в описаниях, какое создают настроение, впечатление? (Фиолетовый, розовый, серый, темный, черный и др. — в зависимости от настроения).
— Найдите слуховые, тактильные и другие образы, выясните их роль. (Короткий смешок, прохладный разговор, подборы выстукивают пустошь и т. п.).
— Найдите описания гаммы чувств лирического героя. (Возможно, появление «ее» — зарождение чувств — нерешительность — переживание ее болезни — укоры совести из-за жены — взаимность — разлука — угасание чувств).
— Найдите примеры использования «потока сознания», элементов пародийности, интертекстуальность.
3. Составление схемы психологического портрета автора по произведению.
V. Домашняя задача
Подготовиться к контрольной работе по теме «Вступление. Литература первой половины ХХ ст. творчество Г. Ибсена, Ф. Кафки, Дж. Джойса».
VI. Итоги урока.
Интерактивное упражнение «Микрофон».
Продолжите предложение:
— Необыкновенное впечатление оказало на меня…
Психологическое эссе Джеймса Джойса «Джакомо Джойс», его автобиографический характер