Пушкин о поэте и поэзии
«А. С. Пушкин — русский национальный поэт»,- так писал о нем Гоголь, называя его творчество явлением чрезвычайным. «Может быть, единственное явление русского духа: это русский человек…. В нем русский дух, русская природа, русская дума…» Говоря о творчестве поэта, Гоголь делает драгоценное замечание о лирике Пушкина: «Все просто, все прилично, все исполнено внутреннего блеска.» Еще на заре своей литературной деятельности, в лирических стихотворениях, Пушкин задумывался над задачей, ролью и судьбой поэзии и поэта в современном ему обществе и прошлом. В первом напечатанном стихотворении Пушкина — «К другу стихотворцу» — мы находим такие размышления юного поэта: Не так, любезный друг, писатели богаты; Судьбой им не даны не мраморны палаты, Ни чистым золотом набиты сундуки…
И все же, прекрасно напоминая незавидную судьбу поэта в современном ему обществе, лицеист Пушкин избирает для себя путь литературного творчества, он готов вступить на него, как бы ни была трудна судьба поэта, какие бы лишения и тревоги, борьба и страдания его не ожидали: «Мой жребий пал: я лиру избираю!» В 1815 году Пушкин пишет стихотворение «К Лицинию», в котором поэт характеризует как защитник передовых общественных идеалов. Так возникает в творчестве Пушкина утверждал новый облик поэта, прямо противоположный привычным представлениям восемнадцатого века о назначении поэта. В понимании Пушкина поэт не одописатель в честь вельмож и царей, он — «эхо русского народа». Любовь и тайная свобода Внушали сердцу гимн простой, И неподкупный голос мой Был эхо русского народа.
Поэт не игрушка в руках «толпы», не ее минутная забава. Он свободный творец, мыслитель и философ, выразитель общенациональных интересов, обличитель и «пороков» высших истин. Таким представлялся Пушкину идеал поэта.
Мысль о высоком общественном назначении поэзии пронизано его стихотворение «Пророк». Какая разница между старым, «трепетным» сердцем и новым сердцем поэта? Это — горящее любовью к людям, ненавистью к неправде злу сердце поэта-пророка. Теперь — он, поэт — носитель подлинной правды, он единственный судья над всеми, воплощение высшей справедливости. В минуты вдохновения поэт становиться пророком.
Он обладает всезнанием, высшей мудростью, ему понятны законы природы и людской жизни, у него дар сердцеведения, он может «жечь» своим словом сердца людей — сердце у него горячее любовью к людям и ненавистью к неправде и злу в общественной жизни, он знает и возвещает людям правду. В русской литературе Пушкин, по существу, явился первым народным, общенациональным поэтом. В этом его историческая заслуга.
И сам Пушкин видел высшую ценность своего творчества в том, что оно боролось за свободу, было народным. Эти мысли нашли свое яркое выражение в стихотворении «Я памятник себе воздвиг…», написанном 21августа 1836года. Оно является итогом творческого пути поэта, его поэтическим завещанием.
Ценность своей поэзии Пушкин видит в том, что он: «пробуждал своей лирикой» чувства добрые; в его жестокий век «восславил свободу»; призывал милость к «падшим».
Пушкин о поэте и поэзии