Путь Бертольда Брехта: драматурга, поэта и прозаика
Путь Бертольда Брехта — драматурга, поэта и прозаика, режиссера и теоретика театра, — начиная уже с его первых театральных рецензий, стихов и пьес, всегда сопровождался резкой полемикой, его творчество было поводом для острых эстетичных дискуссий и идейно-политической борьбы. Так было в Мюнхене и Берлине в 20-е — в начале 30-х годов, так было и в период его пребывания в эмиграции, и по возвращении на родину. Но, без сомнения, Б. Брехт был «виднейшим немецким писателем своего поколения и, несмотря на существование Шиллера и Клейста, вероятно, величайшим драматургом из всех, кого знала Германия…» (С. Каффнер). Бертольд Брехт (полное имя Ойген Бертольд Фридрих Брехт) родился 10 февраля 1898 г. в баварском городке Аугсбург. Родители его были довольно зажиточные, чтобы обеспечить своим детям надлежащее будущее. Но Бертольд уже в юношеские годы разорвал семейные отношения, стал изгоем и бунтарем против мещанского быта.
Четыре года учился в народной школе, после чего поступил в гимназию. Уже в гимназийные годы появилась первая его публикация — в местной газете был напечатан стих, подписанный «Бертольд Ойген». Родители могли бы обеспечить сыну материальное благосостояние и надежное будущее. Но юного бунтовщика не привлекала роль наследника родительского дела и перспектива уютной бюргерской жизни. Закончив в 1917 г. гимназию, потупил в Мюнхенский университет. Он избрал своей профессией медицину, которую штудировал в Мюнхенском университете. Летом 1918 года, Брехт был мобилизован в армию. Впрочем, из-за серьезного заболевания почек комиссия врачей отказалась послать его на фронт. Так студент-медик Брехт стал санитаром военного госпиталя в Аугсбурге.
Здесь юноша непосредственно столкнулся с кровавой практикой войны, стал свидетелем жестокой порчи людей и их «лечения» по ускоренной методике, чтобы полукалек можно было скорее вернуть на фронт. Впечатление от «мясорубки», винтиком которой самому пришлось стать, обозначились и на политических взглядах Б. Брехта, и на его творчестве. Свой тогдашний опыт познания Первой мировой войны он обобщил в стихотворении «Легенда о мертвом солдате». С надеждой встретил писатель революционные события в Германии, но ожидаемых результатов они не принесли. Разочарование в революционных силах немецкого народа отразилось в его творчестве, в частности в драме «Бой барабанов среди ночи» (1919). Со временем он восстановил занятия в Мюнхенском университете, но чаще его можно было встретить в кафе «Стефания» — штаб-квартире мюнхенской литературно-художественной богемы.
Уже тогда показался особый талант Б. Брехта — умение привлекать к творческому общению, к сотрудничеству многих талантливых людей. Вскоре после переезда в Мюнхен он начал работать в камерном театре, но душа его рвалась в Берлин. Начиная с 1921 г. писатель неоднократно посещал столицу, вел переговоры с театральными деятелями. 29 сентября 1922 г. имя Б. Брехта стало известным всей Германии: в этот день состоялась премьера пьесы «Бой барабанов среди ночи», а 24-летний драматург получил литературную премию имени Клейста. Несмотря на несомненный триумф в мире искусства, буржуазная публика не восприняла молодого писателя. В ноябре 1923 г. во время гитлеровского путча в Мюнхене его имя было занесено в черный список лиц, которые находились под особым надзором цензуры. В скором времени он перебрался из тесноватого для него Мюнхена в Берлин, где начал плодотворно работать как драматург, режиссер и постановщик пьес.
В 1924 году Б. Брехт познакомился с талантливой актрисой Хеленой Вайгель, которая стала его женой и ближайшим помощником, в 1928 году после постановки «Трехгрошовой оперы» приобрел, в конце концов, широкое признание. Б. Брехт понимал, что жизнь нуждается в идейно-философском осмыслении, требует от художника своего выражения в искусстве в адекватной эстетичной форме.
Мятежный характер молодого Брехта давал о себе знать и в мелочах его творческой жизни. Как и кое-кто из немецких авангардистов начала XX ст., он отказался от заглавных букв, отменил знаки пунктуации, оставив лишь вопросительный знак и — разве что ради шутки — восклицательный знак. В своем имени последнюю букву «д» он изменил на «т». Характер публикаций писателя начал изменяться: вместо стихов, рассказов, фрагментов из пьес все чаще появлялись небольшие статьи и эссе, которые осуждали тогдашнее состояние театра и драматургии.
В этих статьях постепенно составлялось положение известной «теории эпического театра». Укажем, что эту теорию не нужно воспринимать как попытку создать собственную систему нормативной поэтики. Скорее это вторичная функция творческой практики, которая вытекала из нужды осознания и обобщения собственного художественного опыта и потому так часто разрабатывалась в комментариях и примечаниях к пьесам и спектаклям. Драматург различал два вида театра: драматический («аристотелевский») и эпический.
Однако на фоне интенсивной режиссерской работы резко ухудшается здоровье писателя. Вопреки патологической слабости и мыслям о близкой смерти, Брехт до последних дней работает. 10 августа 1956 г. он еще посещает репетицию в Берлинском ансамбле. Впрочем, плохое самочувствие заставляет его покинуть зал. Еще несколько дней он проводит дома, просматривая свои рукописи. 14 августа 1956 год Брехт ушел из жизни. Влияние и слава литературного творчества и театра Б. Брехта распространились далеко за границы Германии. Его пьесы ставились во многих театрах мира. В каждой из них речь идет о диалектике добра и зла в человеке, о социальной зависимости и необходимости избавиться от нее, об ответственности за завтрашний день всей планеты.
Путь Бертольда Брехта: драматурга, поэта и прозаика