Путь духовных исканий князя Андрея
Карточки-задания для повторения к выпускному экзамену в 11-м классе
Многие педагоги говорят о том, что в последнее время появилась опасная тенденция — «знать» литературу, не читая художественных произведений. Что скрывать, и у меня были ученики, имеющие хорошие оценки по литературе и признававшиеся , что они прочитали далеко не все программные произведения. Сразу оговорюсь: речь сейчас не о причинах «нечитания». Как сделать так, чтобы ученик прочитал текст, попытался осознать его и сделал вывод из прочитанного, чтобы он не отсиживался на уроке, старательно пряча глаза, а все-таки принял участие в обсуждении того или иного вопроса? Думается, что следует давать небольшие понятные, посильные индивидуальные задания, выполняя которые нужно внимательно читать и анализировать текст произведения.
Задания могут быть оформлены в виде карточек для индивидуальной работы. Вот, например, как строится работа по ставшей уже традиционной теме «Путь духовных исканий князя Андрея Болконского».
1. К уроку на эту тему дается задание всему классу перечитать определенные главы, связанные с жизнью князя Андрея.
2. Некоторые ученики получают задание-карточку.
3. На уроке они отвечают на предложенные им в карточке вопросы, зачитывают продуманный дома вывод, класс дополняет их выступление, корректирует вывод, который потом всеми записывается в тетрадь. Таким образом, у нас получается своеобразный план по данной теме.
Возможно, такая форма работы несовершенна. Можно, наверное, упрекнуть меня в том, что ученик будет знать только «свой» вопрос. Для того чтобы этого не произошло, я и прошу предварительно прочитать все главы, относящиеся в данной теме, а потом записать каждый вывод.
Хотелось бы, чтобы другие учителя поделились опытом, как они добиваются того, чтобы ученики читали именно художественный текст, а не «краткие пересказы».
В ходе повторения тех или иных тем по роману Льва Толстого «Война и мир» учащимся предлагается перечитать определенные главы, в данном случае необходимые для указанной темы.
Чтобы им было легче ориентироваться в большом по объему произведении, даем им индивидуальные карточки-задания, в которых содержатся вопросы, ориентирующие их на работу с текстом романа .
На уроке идет обсуждение ответов учащихся, их суждений и выводов. В совокупности вопросы, данные в карточках, представляют собой примерный план для написания сочинений по теме.
№ 1. Князь Андрей у Шерер
1. Выпишите словосочетания, которые передают настроение князя Андрея.
2. Найдите, какое выражение лица было у князя Андрея, когда он обращался к гостям Шерер, к жене и к Пьеру . Как вы думаете, почему улыбка князя при обращении к Пьеру была » Неожиданно — Добрая»?
3. Почему во время спора Пьера с виконтом князь Андрей с улыбкой посматривал то на Пьера, то на виконта, то на хозяйку?
4. Почему разговор о Наполеоне, который ведут гости и который потом продолжит Пьер, князю Андрею не интересен? Разве он втайне не мечтал повторить путь Наполеона?
5. Эпизод отъезда гостей. Почему, когда Ипполит пытался ухаживать за Лизой, «у князя Андрея глаза были закрыты: так он казался усталым и сонным»? Обратите внимание на его тон, когда он обращается к Ипполиту и к Пьеру.
6. Сделайте вывод. Как ведет себя князь Андрей у Шерер и почему?
№ 2. Взаимоотношения князя Андрея с женой
1. Выпишите цитаты, характеризующие отношения князя Андрея с женой у Шерер и дома .
Как маленькая княгиня обращалась к мужу? О каких отношениях между супругами свидетельствуют выписанные вами цитаты?
2. Как характеризует отношения невестки и сына старый князь ?
3. Как характеризует отношения с женой сам князь Андрей в разговоре с сестрой ? Почему некоторые слова выделены курсивом?
(«…Я ни в чем не могу упрекнуть Мою жену, Не упрекал и никогда не упрекну мою жену, и сам ни в чем себя не могу упрекнуть к ней… хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет.
Отчего это? Не знаю…»)
4. Что говорит о своей женитьбе князь Андрей Пьеру ?
5. Почему князь Андрей идет на войну ?
6. Сделайте вывод. Каковы отношения князя Андрея с женой? Почему они оба несчастны?
№ 3. Князь Андрей в армии
1. Как внешне изменился князь Андрей, находясь в армии ?
Почему?
2. Отношение к нему Кутузова и товарищей-сослуживцев .
3. Отношение князя Андрея к делу. Почему так рассердился он на глупую шутку Жеркова?
4. Тайные мечты князя Андрея — главная причина того, что он на войне .
5. Подвиг князя Андрея . Прокомментируйте выделенные слова: «Но прежде чем он договорил это слово, князь Андрей, чувствуя слезы Стыда и злобы, подступавшие ему к горлу, уже соскакивал с лошади и бежал к знамени… «Вот оно!» — думал князь Андрей, схватив древко знамени и с Наслаждением слыша свист пуль, очевидно направленных именно против него».
Почему он испытывал такие, казалось бы, противоречивые чувства: стыд, злобу, наслаждение?
6. Сделайте вывод. Почему переменился князь Андрей, находясь в армии, и в чем истинные причины того, что он оказался на войне?
№ 4. Значение образа Тушина для понимания смысла идейных исканий князя Андрея
1. Первая встреча с Тушиным . Каким предстает перед князем Андреем Тушин?
2. Вторая встреча с Тушиным на батарее .
Какие чувства испытывал Тушин во время боя?
Какие детали выделяет Толстой во внешности Тушина?
Каким он сам представлял себя?
Почему чопорный и брезгливый со многими князь Андрей, уезжая с батареи, протягивает Тушину руку?
3. Третья встреча с Тушиным в штабе .
Как выглядел Тушин?
4. Почему Толстой наделил Тушина такой «негеройской» внешностью?
5. Прокомментируйте слова автора: «Князю Андрею было грустно и тяжело. Все это было так странно, так не похоже на то, чего он надеялся». На что надеялся князь Андрей и что «не похоже»?
6. Сделайте вывод. Каким рисует Толстой капитана Тушина и какое значение имеет этот образ для понимания смысла нравственных исканий князя Андрея?
№ 5. Ранение князя Андрея. Разочарование в прежних мечтах
1. Ранение в бою. Небо Аустерлица. Какое оно?
Что привлекло князя Андрея в нем?
2. «Встреча» с Наполеоном после ранения на поле боя ?
Каково прежнее отношение князя Андрея к Наполеону ?
3. Как он теперь относится к своему герою и почему?
4. «Встреча» с Наполеоном в госпитале .
Почему князь Андрей не ответил на вопрос Наполеона?
Обратите внимание на эпитеты, характеризующие Наполеона и интересы его.
5. Почему мечты о славе теперь кажутся князю Андрею ничтожными? Какой он теперь видит свою жизнь?
6. Сделайте вывод о том, как изменилось представление князя Андрея о смысле человеческой жизни и что послужило причиной этого изменения.
№ 6. Князь Андрей в Лысых Горах
1. Встреча с Пьером. Перемены в князе Андрее глазами Пьера (т. 2, ч. 2, гл.
11).
2. Что говорит князь Андрей о переменах в своих взглядах на жизнь?
, вот вся моя мудрость теперь»; «Я жил для славы… для других и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокоен, как живу для одного себя».)
3. Что понимал под «жить для одного себя» князь Андрей? Чем он занимался (т. 2, ч. 2, гл. 8; т. 2, ч. 3, гл.
1)?
4. Взгляд князя Андрея на крестьян, на крепостное право. Его практические шаги в этом направлении (т. 2, ч. 3, гл. 11; т. 2, ч. 3, гл.
1).
есть такая же необходимость… как для… меня труд умственный»; «не нужно лишать его животного счастья»; освобождение нужно не для мужиков, а для тех людей, «которые гибнут нравственно, наживают себе раскаяние, подавляют это раскаяние и грубеют оттого, что у них есть возможность казнить право и неправо»; 300 человек перевел в вольные хлебопашцы, заменил барщину оброком, ученая бабка для помощи родильницам, священник за жалованье обучал грамоте детей.)
5. Разговор с Пьером на пароме. Почему свидание с Пьером для князя Андрея «было эпохой, с которой началась… во внутреннем мире его новая жизнь» ?
№ 7. Ночь в Отрадном
1. Первая встреча со старым дубом. Какие детали в описании дуба выделяет Толстой (т. 2, ч. 3, гл.
1)?
Почему дуб привлек внимание князя Андрея?
2. Первая встреча с Наташей.
Почему, когда князь Андрей увидел счастливую девушку, «ему вдруг стало отчего-то больно» ?
3. Князь Андрей становится нечаянным слушателем ночного разговора Наташи и Сони. Почему после, казалось бы, незначительного, не относящегося к князю Андрею эпизода «в душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд» ?
4. Вторая встреча с дубом. Что изменилось ?
Какое значение для понимания того, что происходит с князем Андреем, имеет образ дуба?
5. Прокомментируйте фразу: «Все лучшие минуты его жизни в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотой ночи, и эта ночь, и луна…» Что объединяет эти события и почему эти минуты названы лучшими в жизни?
6. Сделайте вывод. Как князь Андрей решил изменить свою жизнь? Какие события и почему именно эти, незначительные на первый взгляд события повлияли на решение князя?
№ 8. Князь Андрей на государственной службе. Общение со Сперанским
1. Какие чувства испытывал князья Андрей, вновь появившись в свете ?
2. Что поразило князя Андрея во внешности Сперанского ?
Чем увлечение Сперанским у князя Андрея похоже на увлечение Наполеоном?
3. Что не нравилось ему в Сперанском ?
4. Чем он занимался на службе? Как и почему именно так стал относиться к своей службе князь Андрей После бала ?
5. Сделайте вывод. Почему сначала князь Андрей уезжает из деревни, чтобы «принять деятельное участие в жизни», а потом разочаровывается в государственной службе?
№ 9. Отношения с Наташей Ростовой
1. Чем Наташа привлекла внимание князя Андрея?
Первая встреча в Отрадном .
Знакомство на балу .
Первый визит к Ростовым .
2. Как после встречи с Наташей изменился внешне князь Андрей, изменилось его отношение к жизни ?
3. Как отнеслись к условию отца князь Андрей и Наташа? Как вы думаете, можно ли было предвидеть, что Наташа и князь Андрей не будут вместе?
4. Отказ Наташи от предложения князя .
Как князь Андрей ведет себя после известия об отказе Наташи? Сделайте вывод о его чувствах.
5. Сделайте вывод. Как повлияли на князя Андрея отношения с Наташей?
№ 10. Князь Андрей на войне 1812 года
1. Почему князь Андрей не попросил разрешения остаться при особе государя, а попросил позволения служить в армии? Что он думает сейчас о движущей силе сражения (т. 3, ч. 1, гл.
11)?
, а от того человека, который в рядах закричит: пропали, или закричит: ура! И только в этих рядах можно служить с уверенностью, что ты полезен!»)
2. Как относятся солдаты к князю Андрею и как князь Андрей относится к простым людям ?
3. Свидание с Пьером накануне сражения. Почему князь Андрей уверен в победе (т. 3, ч. 2, гл.
25)?
4. Сделайте вывод. Что думает князь Андрей о движущей силе сражения, как понимает теперь свою службу, как относится к простым солдатам?
№ 11. Ранение и смерть князя Андрея
1. Как относился князь Андрей к Анатолю до своего ранения и после (т. 3, ч. 1, гл. 8; т. 3, ч. 2, гл.
25)?
(«Не подав нового повода к дуэли, князь Андрей считал вызов с своей стороны компрометирующим графиню Ростову, и потому он искал личной встречи с Курагиным, в которой он намерен был найти новый повод к дуэли». Князь Андрей любил в Наташе «душевную силу… искренность, эту открытость душевную». А Курагину «ничего этого не нужно было.
Он ничего этого не видел и не понимал. Он видел в ней хорошенькую и свеженькую девочку, с которою он не удостоил связать свою судьбу». «В несчастном, рыдающем, обессилевшем человеке, которому только что отняли ногу, он узнал Анатоля Курагина… Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце».)
2. Почему перед смертью князь Андрей с жалостью и любовью относится к своему врагу?
3. Новая встреча с Наташей. Почему князь Андрей сейчас ее любит «больше, лучше, чем прежде» (т. 3, ч. 3, гл.
32)?
4. Почему князь Андрей перестал бояться смерти ?
5. Сделайте вывод. Как по-новому князь Андрей относится к миру?
Путь духовных исканий князя Андрея