Ранний романтизм Горького. Краткое изложение текста
В конце 90-х годов XIX века читатель был поражен появлением трех томов «Очерков и рассказов» нового писателя — М. Горького. «Боль- шой и оригинальный талант», — таково было общее суждение о новом писа- теле и его книгах.
Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных пере- мен вызвали усиление романтических тенденций в литературе. Особенно ярко эти тенденции отразились в творчестве молодого Горького, в таких рассказах, как «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», в револю- ционных песнях. Герои этих рассказов — люди «с солнцем в крови», силь- ные, гордые, красивые.
Эти герои — мечта Горького. Такой герой должен был «усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против дейс- твительности, против всякого гнета ее».
Центральным образом романтических произведений Горького ранне- го периода является образ героического человека, готового к самоотвер- женному подвигу во имя блага народа. Огромное значение в раскрытии этого образа имеет рассказ «Старуха Изергиль», написанный в 1895 году. В образ Данко Горький вложил гуманистическую идею о человеке, который все силы отдает служению народу. Данко — «молодой красавец», смелый и решительный. Чтобы вывести свой народ к свету и счастью, Данко прино- сит в жертву самого себя.
Он любит людей. И вот его молодое и горячее сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести их из мрака. «Что сделаю я для людей!?» — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он руками разорвал себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой». Освещая путь людям ярким светом своего горящего сердца, Данко смело повел их вперед.
И тьма была побеждена. «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер». Умирает Дан- ко, гаснет его смелое сердце, но образ юного героя жив, как образ ге- роя-освободителя. «В жизни всегда есть место подвигам», — говорит ста- руха Изергиль. Идею подвига, возвышенного и облагораживающего, Горький вложил в свою знаменитую «Песнь о Соколе», написанную в 1895 году. Со- кол — олицетворение борца за народное счастье: «О, если б в небо хоть раз подняться!..
Врага прижал бы я… к ранам моей груди и… захлеб- нулся б моей он кровью! О счастье битвы!..» Соколу присущи презрение к смерти, храбрость, ненависть к врагу. В образе Сокола Горький воспева- ет «безумство храбрых». «Безумство, храбрость — вот мудрость жизни! О, смелый Сокол.
В бою с врагами истек ты кровью. Но будет время — и кап- ли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!»
В 1901 году Горький написал «Песню о Буревестнике», в которой с необычайной силой выразил свое предчувствие нарастающей революции. Горький воспевал близкую, несомненную революционную бурю: «Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над реву- щим гневно морем, то кричит пророк победы: «Пусть сильнее грянет бу- ря!»
Буревестник — воплощение героизма. Он противопоставлен глупому пингвину, и гагарам, и чайкам, которые стонут и мечутся перед бурей: «Только гордый Буревестник реет смело и свободно над ревущим гневно морем». Журнал «Жизнь», в котором была напечатана эта песня, был зак- рыт.
Современник Горького А. Богданович писал: «От большинства очер- ков г. Горького веет этим свободным дыханием степи и моря, чувствуется бодрое настроение, что-то независимое и гордое, чем они резко отлича- ются от очерков других авторов, касающихся того же мира нищеты и от- верженности».
Ранний романтизм Горького. Краткое изложение текста