Рассказ А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда»
Вдумчивому читателю слово мастера может рассказать очень многое, надо только постараться его понять. Проблематику рассказа А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда» интересно выявить, используя некоторые элементы лингвистического анализа художественного текста. Для анализа предлагаются вопросы .
1. Как вы понимаете название рассказа?
2. На сколько частей можно разделить рассказ?
3. Найдите синтаксические, грамматические, лексические особенности каждой части.
4. Как обозначено время и пространство в каждой части рассказа?
5. Что может означать прозвище Якова Бронза?
6. Найдите в тексте слова, относящиеся к скрипке. Что в них меняется от части к части?
7. Почему Яков отдает скрипку Ротшильду?
8. Какие философские вопросы задает себе Яков? Почему?
9. Как вы понимаете концовку рассказа?
Предлагаем один из возможных вариантов обсуждения рассказа. Его название может быть не сразу понятным. Кажется, что речь пойдет об истории скрипки, но вступления для такого понимания нет . Имя Ротшильд может вызывать различные ассоциации: Яков — мужик, который живет бедно, то есть «Ротшильд наоборот».
Но все же, называя так рассказ, А. П. Чехов делает именно скрипку очень важной деталью, притягивающей к себе внимание читателя.
Рассказ можно разделить на три части. Первая часть — это описание жизни гробовщика Якова до болезни и смерти жены, вторая — болезнь и смерть жены, третья — день похорон и день перед собственной смертью.
В первой части жизнь Якова, который получил прозвище Бронза, течет без перемен, по обычному, повторяющемуся порядку, без указания определенного времени: в тексте используются глаголы несовершенного вида прошедшего времени и соответствующие обстоятельства . К концу этой части появляются глаголы и словосочетания, передающие настроение: Проникался ненавистью, начинал придираться, бранить, хотел побить, никогда не бывал в хорошем расположении духа, постоянно приходилось терпеть страшные убытки, Мысль об убытках донимала Якова особенно по ночам. Слово «убытки» повторяется в рассказе девятнадцать раз, в первой части — пять раз; оно становится ключевым. Повествование о жизни Якова ведется только с точки зрения его материального положения, материальной выгоды.
Место действия охарактеризовано именно с этой точки зрения: Городок маленький, старики умирают редко, что даже досадно.
Яков жил бедно в небольшой старой избе из одной комнаты. Время длительно и нескончаемо, пространство узко и ограниченно. Интересы Якова сугубо материальные .
Даже скрипка упоминается как источник дохода. Процесс игры не описывается — читаем только: Скрипка взвизгивала. В последнем предложении этой части скрипка начинает выступать и в другой роли: Яков клал ее Рядом с собой на постели, когда было особенно тяжело, Трогал струны, и ему становилось легче.
Здесь первое упоминание о тоске , слово «тоска» еще не названо, мы его найдем в следующей части.
Вторая часть начинается указанием точной даты, и появляется слово «вдруг» . Это слово и слово «неожиданно» далее будут встречаться в предложениях, связанных с Марфой, с воспоминаниями о ребенке. Произошло событие, которое нарушило привычный ход жизни и даже изменило его. Впервые Яков увидел лицо жены ясным, радостным, счастливым.
И понял, что для нее смерть — избавление от этой жизни, в которой не было ничего радостного и счастливого. Ему становится Жутко — Еще одно слово, говорящее о каких-то внутренних изменениях в герое, хотя внешне он продолжает заниматься подсчетом Убытков. О них он думает, везя Марфу в больницу , о них же думает, делая жене гроб, когда она еще жива; и тогда, когда Марфа говорит о ребенке, Яков занят другими мыслями: как похоронить дешево и благопристойно.
Третья часть начинается противительным союзом «но». Теперь прежнего течения жизни не будет. В тексте появляется слово «тоска» и сожаление о том, что так протекала жизнь: пятьдесят два года тянулись долго-долго, а он ни разу не подумал о жене.
Эта тоска Якова вылилась сначала в озлобление . В этой же части происходит расширение пространства. В первой части оно было замкнутым, во второй чуть наметилось его расширение: В окно было видно, как горела утренняя заря.
Теперь же Яков вышел к реке, увидел вербу, и это вызвало в нем воспоминание о ребенке, а потом и о том, как выглядела река раньше . Но действие тут же возвращается на место: теперь все ровно и гладко, нет березового леса, нет соснового бора. Может быть, березовый лес, сосновый бор — это и была его жизнь тогда, когда все было впереди? Теперь все исчезло, жизнь прошла бесследно. Яков думает об этой реке, но мысли его переходят в более привычное ему русло: он сожалеет об упущенных возможностях и материальной выгоде.
Наверное, он просто не знает, как по-другому выразить свои мысли о назначении человека, об отношениях людей друг к другу. Но потом постепенно от материальных соображений он переходит к философским вопросам: Зачем срубили березняк и сосновый бор? Зачем люди делают именно не то, что нужно? Зачем Яков всю свою жизнь бранился, рычал, бросался с кулаками, обижал свою жену?..
Зачем вообще люди мешают жить друг другу?.. Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу.
Яков говорит о разобщенности людей. Из-под бронзовой маски начинает проявляться лицо человека . От этих мыслей Якову было очень тяжело: он раз пять вставал, чтобы поиграть на скрипке. Яков заболевает и, как и его жена перед смертью, думает о том, что смерть — это избавление от страданий.
Но Все-таки ему обидно и горько: зачем на свете такой странный Порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы.
Якову было Не жалко умирать, И только его скрипка вызывает в нем чувство сожаления — Из-за нее, из-за музыки стоит жить. И здесь впервые дается описание того, как звучит скрипка, как играет на ней Яков. Свою последнюю песню он играет Ротшильду. Здесь автор еще подробнее дает описание игры Якова, которая вызывает слезы и у него, и у Ротшильда.
Скрипка здесь выступает как символ духовно страдающих от внешней разобщенности людей.
Перед смертью, думая о своих грехах, Яков просит отдать скрипку Ротшильду. Этот грех — отношение к еврею — он еще может загладить, а несчастная жизнь жены и ее смерть — здесь он уже ничего не в силах изменить.
Драматизм рассказа А. П. Чехова в этой человечности героя, вырывающейся из-под бронзовой маски, в конфликте внешней его определенности и внутренней сущности . Перед нами несостоявшийся Ротшильд, но на пороге смерти состоявшийся человек, личность.
Концовка рассказа возвращает нас к названию. Мы понимаем, что жизнь Якова все же прожита не зря, его скрипка продолжает волновать души людей, и хочется верить, что именно музыка станет тем, что поможет объединить их, сделать жизнь счастливей.
Рассказ А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда»