Рассказ А. П. Чехова «Студент»
Опыт прочтения в классе
Когда-то Чехов сказал: «Я в своей жизни не писал трех вещей: стихов, романов и доносов». Обратим наше внимание в этой триаде на слово «роман». Именно жанр короткого рассказа позволил ему создать мозаичную картину современного мира, в котором обозначены все глобальные проблемы России конца XIX века, и одновременно выразить свое философское мироощущение.
По признанию самого Чехова, самый любимый его рассказ — «Студент», который писатель считал… «наиболее отделанным». И действительно, предельная насыщенность символическими деталями, стройность и строгость композиции, глубоко философское осмысление главных вопросов бытия, концентрация в пределах одного текста многих основных мотивов прозы Чехова — достоинства этого текста. Его по праву можно считать как идеалом «филологичности», так и своеобразной художественной моделью авторского сознания, концепцией мировидения.
Нижеприведенные вопросы и ответы на них помогут сформировать представление об этой модели.
1. Анализ любого текста принято начинать с рассмотрения смысла названия, в котором заложена свернутая информация обо всем тексте. Почему вначале рассказ назывался «Вечером», а затем Чехов заменяет заголовок?
«Вечером» — вечер, сумерки, ночь, тьма, прекращение жизни. Такова цепочка ассоциаций, выстраивающаяся в связи со смыслом этого слова. Сумерки и ночь — движение в темноту, пустоту, безжизненность, что никак не могло стать знаками этого рассказа. «Студент» — это вектор, направленный к духовному росту, это стремление познавать и познать; студент — человек, находящийся на трудном и долгом пути к приобретению знания .
Обратим особое внимание на то, что Иван Великопольский — студент именно Духовной академии, а это подчеркивает движение главного героя рассказа к обретению божественной истины.
Другая ассоциация, которая может возникнуть в связи со словом «вечером», — что-то идиллическое и умиротворенное: вечер как отдохновение от трудов дня. Такой смысл еще более диссонировал бы со смыслом всего произведения
Наконец, студент — это еще не посвященный в какую-либо эзотерическую тайну адепт, еще только старательно готовящийся стать посвященным.
И действительно, Иван проходит четыре инициационные стадии.
Символику божественного откровения выражает и имя главного героя , означающее в переводе с древнееврейского буквально «Бог милует». Момент уныния, которое переживает Иван , уходит бесследно, а герой воскресает духовно — Бог милует его верой в благодатность и богосотворенность этого мира.
2. Почему текст начинается с изображения природных процессов? Как связаны природа и чувства главного героя?
Внутренний мир героя, подобно зеркалу, отражает все колебания внешнего мира. Природа в начале рассказа антропоморфна. В первых предложениях текста она описана следующим образом: «погода хорошая… тихая», природа — это «что-то живое», выстрел прозвучал «весело».
Характерно, что действие происходит весной, которая является, как известно, символом жизни, расцвета, возрождения. И вдруг все резко меняется, когда наступают сумерки: ветер, «пронизывающий и холодный», «ледяные силы», «неуютно», «глух», «нелюдимо» — такими словами описывает автор внезапное наступление «зимы» — знака умирания и уничтожения. Не случайно слово «холод» сопровождает героя вплоть до приближения его к огню, не случайно также, что метафорой холода отмечены не только физические ощущения Ивана, но и социальное включено в орбиту «ледяной» образности: с наступлением темноты и перемены погоды нарушается гармония мира и человека.
3. Почему герой впадает в уныние? Совершает ли он тем самым грех? Почему уныние — один из самых страшных грехов в христианстве?
Когда человек воспринимает все в черном свете, Божий мир теряет смысл. Бог задумывал мир прекрасным. Прекрасен и величествен и Творец.
Если смысл уходит из «дома» твоего отца, значит, бессмыслен и отец. Человек совершает грех — отступается от Бога, а отступление — самое страшное, что невозможно искупить. Иван перестал верить в Создателя.
А это и есть отступничество.
4. Как мотив ухода из отеческого дома и образ отца связан с христианскими и языческими мифами?
В эпизоде ухода героя из дома проявлен мотив бездомности и скитальчества, отсылающий нас к евангельской притче о блудном сыне. Иван уходит из дома своего отца , чтобы, пройдя через ряд испытаний духовного плана, вновь вернуться, но вернуться преображенным. В свою очередь вера, до сих пор относящаяся скорее к области теоретических знаний, проникает в душу Ивана. Эта ночь для него — ночь-посвящение.
Вспомним строчки: «…он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух». Глагол «перевел» можно понимать в данном контексте в переносном смысле: перевел в другой «регистр», чтобы обратиться к вечному, а не бытовому, к духовному, а не эмпирическому. Эта фраза — аллюзия на эпизод воскрешения Христа, который «испустил дух» на кресте, но ожил. Таким образом, Чехов ставит в один ряд сюжет обретения Иваном веры и священную историю.
Таково символическое значение пасхального преображения, которое произошло со студентом. Не случайно в конце рассказа герой, во-первых, пересекает реку, а во-вторых, поднимается на гору. Река в любой мифологической системе символизирует переход из одного мира в другой: из потустороннего в земной и наоборот. А гора — метафора восхождения.
Цель пути студента уже не Дом, а «родная деревня», дорога к которой требует движения вверх. Иван находится у подножия новой, более высокой степени духовности.
5. Каково значение евангельского эпизода отречения Петра в данном рассказе? Было ли отречение Петра сознательным поступком?
Иван увидел в Петре усталого, невыспавшегося, изможденного человека, который совершил бессознательное отречение. Петр отрекся и не заметил сразу этого, потому что сработал инстинкт самосохранения. Автор выражает бессознательность, импульсивность действия Петра глаголом «очнулся». Думается, что поступок апостола все-таки не проявление малодушия.
Для Чехова важно раскаяние Петра, ибо оно означает спасение, снятие греха. Иван Великопольский, как и Петр, усомнился, но, усомнившись, раскаялся. Мифологический эпизод отречения Петра, как и природа в начале произведения, символизирует психологический процесс, происходящий в сознании героя.
6. Почему Иван пересказывает своими словами канонический текст, который он прекрасно знает?
Излагая канонический сюжет, Иван пытается найти оправдание Петру, пересказывая, пытается пропустить евангельскую историю через себя. Проговаривание слов Священного Писания идентично проживанию, воплощению Ивана в фигуре Петра, а женщины в этой ситуации — живые участники драмы, разыгрываемой как в Вечности, так и на глазах читателя. В тексте как бы разыгрывается театральная сцена, происходит перемещение исторического времени: возвращаются библейские времена, чтобы вновь пройти сквозь людей, оставляя в их душе веру и надежду.
7. Каков смысл соединения разных исторических временных пластов в произведении: эпохи Рюрика, Ивана Грозного, Петра I и «нынешнего времени»?
Наиболее важным в рассказе является категория времени, которая выражает основную философскую мысль произведения. Времена Рюрика, Ивана Грозного и Петра I — единое время: «Прошлое… связано с настоящим непрерывной цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, дрогнул другой». Сознание связующей века правды и красоты дало молодому, полному сил юноше возможность по-иному видеть мир, преодолеть уныние и отчаяние. Жизнь кажется теперь студенту «восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».
Почувствовать это вечное время, увидеть непрерывную цепь времен — значит встать над дисгармонией природы, повседневностью, историей, ощутить непреходящие законы бытия.
8. Раскройте символику огня в рассказе.
Образ света, огня проходит через весь рассказ, связывает все его части. Свет является архетипом и имеет множество символических значений. Прежде всего, огонь — это связь с Богом, жизненная и космическая сила, материализация божественного духа. Во-вторых, огонь — это разрушительная и очистительная сила, в-третьих — воплощение бессмертной жизни.
Как мы видим из приведенных примеров, все значения в основном сводятся к слову «Бог» . Костер связует два состояния Ивана — уныние и преображение. Однако свет в рассказе меняется, предстает в нескольких ипостасях. Вначале упоминается огонь, который светится у реки на вдовьих огородах. Но этот далекий огонь не в силах разогнать вечернюю тьму, он лишь подчеркивает пустынность и мрачность мест.
Он не успокаивает, а усиливает отчаяние героя.
Затем огонь увиден студентом вблизи: это огонь костра, у которого Иван греет руки. Но этот костер живо напоминает про другой, тот, пришедший из вечности к ним. Евангельский костер, у которого разыгралась драма Петра, и огонь на вдовьих огородах показались герою двумя концами единой цепи, связывающей людей во все времена.
В конце рассказа свет отделяется от своего источника: это уже не элемент материального мира, а огонь, озаривший сознание героя, освещающий ему путь. Кажется, ничего за этот вечер не изменилось ни в природе, ни тем более в истории, но свершилось великое событие в душе человека.
Пьер Безухов, герой произведения другого гениального русского писателя, Льва Толстого, также прошедший путь осознания истины, говорил: «Надо жить, надо любить, надо верить…» Именно эта мысль становится ведущей и в рассказе «Студент», и во всем творчестве Антона Павловича Чехова.
Рассказ А. П. Чехова «Студент»