Рассказ Н. Волнового «Солонский Овраг»
Современная ему жизнь властно вошла в произведения писателя. Правда, чистая и честная проговаривает искренне к читателю. Писатель будто выступает летописцем тогдашних событий. Так в рассказе «Солонский Овраг» автор спокойно и объективно воссоздает картину противостояния двух вражеских сил на селе. Он будто идет по свежим следам трагических событий, а его герои борются со злом в реальных ситуациях, не выдуманных и не надуманных, а выхваченных непосредственно из жизни.
Он не старается дать цельную, законченную картину, а ищет отдельные яркие эпизоды, непостоянные, изменяющиеся события, которые были характерны для той эпохи.
Бурность, колоритность, кинематографическая фрагментарность, за которой в конечном результате вырисовывается в нашем воображении целостная картина… — именно так писатель вводит нас в новый мир событий. Все это автор сумел передать и отрывистостью фразы, и пунктирно начерченным сюжетом, и композиционной перестройкой — нанизыванием отдельных, разрозненных эпизодов и образов, рисуя их короткими, ассоциативными штрихами. «К слобожанским Мельничкам подошли могущественные леса Полтавщины и за три шага остановились. Стоят стеной, хмурятся. В гущу дорожка по папоротнику, мимо сизых кустов, к Солонскому оврагу.
Солонский Овраг: овраг и село. В селе пахнет дубовым молодняком…» Так развесисто начинает свою новеллу «Солонский Овраг» Н. Волновой. И такое лирическое начало напоминает чем-то нашу классическую литературу и прежде всего М. Коцюбинского. Но и здесь уже свой, собственный штришок — умение строить фразу без сказуемого. Умение сразу вводить читателя в непривычную атмосферу, будить воображение, фиксировать внимание на важном:
«Солонский Овраг — естественная крепость». «Солонские острожники говорили: Есть Холодный Овраг, а это — Солонский Яр… Атож…А в Млинской волости жаловались: И сукины сыновья! Прохвосты!
Чертового отца выдерешь их оттуда. Чухали затылок, собирались на сходку. Размышляли.
Еще чухали затылок».
И за этим коротким рассказом, за непринужденным будничным разговорром возникает правдивая картина жизни. Млинские крестьяне равнодушны ко всему, что происходит вокруг. Они не хотят выступить на борьбу с бандитами. «Может, пронесет.
Лениво собираются на сходку, вдруг пройдет. И ночью снова было ограбление. Ну и что?
Не меня же. Высказали свое негодование, и все… и только Саша Гордиенко не сдержался». В этом коротком рассказе — эпизод огромной трагедии в жизни человека, душевная драма мужчины.
Мы предметно ощутили душевную боль, сожаление и страх этого крестьянина. И может потому, что «темная наша родина. Разбежалась по желтым кварталам чернозема и вскрикивает росой на окраинах своих золотых полей.
Блуждает она за ветряными мельницами и никак не найдет веселого пути», может, поэтому не смог смириться со всем, что творится в их селе и поднялся на неравный бой Савка, голова волостного совета. Он не хотел разделить судьбу покорных, равнодушных, и частично запуганных крестьян. Савка встал на борьбу с бандитами и гибнет.
И лишь его смерть всколыхнула село, пробудила от дремоты и равнодушия, сняла страх из их душ. Двумя последними предложениями писатель воссоздает это пробуждение. И ту силу, которая поднялась на борьбу с врагами: «…А глубокой ночью из слизанного пожаром края двинулись толпы людей к голохвастовцам.
Той же ночью огромное зарево пожара стояло над Солонским Оврагом». Здесь четко подчеркнут характер молодого головы Млинского волостного совета, который мужественно стоит на позициях борца за народную власть.
Рассказ Н. Волнового «Солонский Овраг»