«Разбойники», анализ драмы Шиллера
История создания
Драма Шиллера «Разбойники» закончена в 1781 г. Шиллер только окончил курс Военной академии в Штудгарте, а драму написал, еще обучаясь в ней. Молодому писателю пришлось издавать драму за свой счет, потому что ни один издатель в Штудгарте не захотел ее печатать.
Зато ее взялся поставить директор Майнгемского театра барон фон Дальберг. Премьера состоялась в Майнгейме в 1882 г. Шиллер сразу стал знаменит.
Жанр и направление
Молодой Шиллер — идейный последователь «Бури и натиска», объединения, близкого к сентиментализму. Участники «Бури и натиска» несли просветительскую идеологию на немецкой почве. Очень важны для Шиллера работы Руссо, особенно его литературное творчество.
В «Разбойниках» отражены идея «естественного человека», отвержение современной цивилизации и сомнения в прогрессе. Шиллер разделял религиозную концепцию Руссо . Идеи Руссо Шиллер влагает в уста своих героев.
Жанр произведения «Разбойники» — драма. В финале умирают все близкие Карла, а сам он идет сдаваться властям. Противоречия в его жизни неразрешимы.
Он сломлен морально и ожидает физического возмездия. Некоторые исследователи конкретизируют жанр, называя произведение разбойничьей драмой.
Тематика и проблематика
Тематика драмы — вражда и ненависть между близкими людьми, способная убивать; ответственность человека за свой выбор и свои поступки, за моральные обязательства.
Основную мысль произносит священник: нет большего греха, чем отцеубийство и братоубийство. Ему вторит Карл в финале: «О, я глупец, мечтавший исправить свет злодеяниями и блюсти законы беззакониями!»
В предисловии Шиллер признается, что его цель как драматурга — «подсмотреть самые сокровенные движения души». Проблемы, поднимаемые в драме — человеческие страсти: месть и предательство, клевета старшего сына, горе обманутого отца, выбор Амалии, верность разбойников и Карла слову.
Социальные проблемы связаны с всевластием феодалов . Один из эпиграфов драмы — «На тиранов».
Женщины в драме делают выбор между честью и любовью. Амалия выбирает любовь . А свою Амалию Карл избавляет от такого выбора, вернувшись вовремя домой.
Сюжет и композиция
Сюжет заимствован Шиллером из рассказа Шубарта «К истории человеческого сердца». На сюжет повлияли истории о благородных разбойниках, борющихся против феодалов. Разбойничество было нередким социальным явлением времен Шиллера.
Младший сын Франц оклеветал старшего Карла в глазах отца, а потом объявил его умершим. Он желал унаследовать богатство отца и жениться на невесте брата. Заболевшего отца он объявил мертвым и запер в фамильном склепе.
Карл, благородный разбойник, но и убийца, чувствуя беспокойство за невесту, решает тайно пробраться в родовой замок. Он находит едва живого отца, проведшего 3 месяца в склепе, все еще любящую его Амалию. Карл хочет отомстить брату за страдания отца, но тот сам душит себя шнурком.
Отец умирает, узнав, что Карл разбойник, а Амалия просит заколоть ее, только бы не расставаться с ним снова. Карл выполняет просьбу Амалии и отдается в руки правосудия, попутно сделав благодеяние для отца 11 детей.
Герои и образы
Старик Моор хочет только одного: чтобы его дети любили друг друга. Он слишком мягок, чем пользуется Франц и вырывает из его уст проклятие, обращенное на Карла. Именно отказ отца принять сына в своем замке побудил Карла стать разбойником. Отец то проклинает сына, то называет его жемчужиной в венце Всевышнего и ангелом.
Старик не готов принять своего сына Карла разбойником и убийцей, умирает от этого известия.
Франц Моор, младший сын, коварен и лжив. Его цель — завладеть имением отца. По его собственным словам, он погряз во всех смертных грехах.
Франц подозревает, что все люди таковы, как он. Человека Франц считает грязью, а сам совершенно лишен совести.
Священник называет Франца тираном. Франц безбожник, но в глубине души он боится встречи с Богом. Его мучит грех отцеубийства, что отражается в сне о Страшном суде.
Смерть его соотносима с грехами: он удавился, как Иуда.
Старший брат Карл Моор — благородный разбойник. Сам он не считает себя ни преступником, ни вором, называя своим ремеслом возмездие, а промыслом — месть.
Карл набожен, но с презрением относится к церковникам, называя их фарисеями, толкователями правды, обезьянами божества.
Карла, по словам патера, снедает гордыня. Действительно, Карл с презрением относится к разбойникам, называя их безбожными негодяями и орудием своих великих планов.
Карл — естественный человек, действующий согласно здравому смыслу. Узнав о коварстве брата, Карл готов бежать, чтобы не убить его в гневе. Он великодушен и щедр, дарит Даниэлю кошель.
В конце трагедии Карл решает не просто сдаться властям, но и помочь бедняку, отдав ему деньги за свою поимку.
При этом Карл — разбойник и убийца. Он хотел бы забыть крики своих жертв, пытается найти оправдание своих поступков в своей родословной и своем воспитании.
У Карла обостренное чувство справедливости. Сам он восстает против человеческих законов, считая их несправедливыми, но возмущен тем, что Франц нарушает Божьи законы, когда убивает и мучит отца: «Законы вселенной превращены в игральные кости! Связь природы распалась…
Сын убил своего отца».
С точки зрения Карла, месть оправдывает его разбой и убийство брата. И все-таки он не считает себя вправе быть счастливым и любить, если он стольких убил.
Даниэль, семидесятилетний слуга, исключительно честен. Он не утешает Франца, рассказавшего страшный сон о Страшном суде, а только обещает за него помолиться. Франц называет эту искренность мудростью и трусостью черни.
Даниэль отказывается заколоть Франца, когда приближается час возмездия, не желая совершить грех.
Образы разбойников
Они верны своему атаману и не соглашаются сдать его властям даже за подписанное помилование. Карл называет разбойников карающими ангелами. Обязательства перед ними заставляют Карла убить Амалию.
Амалия
Девушка верна своему возлюбленному, идеализирует его. Амалия готова уйти в монастырь, узнав о мнимой смерти Карла и его отца, но не согласна стать женой Франца, хочет заколоть себя, когда младший брат домогается ее силой.
Амалия не мыслит своей жизни без возлюбленного. Когда девушка узнает, что ее жених разбойник, она называет его сразу и демоном, и ангелом. Сама она становится жертвой долга возлюбленного.
Конфликт
Конфликт в драме внешний и внутренний. Внешний конфликт социальный: бунт против феодального произвола. Он побуждает Карла стать разбойником, а Франца — строить козни против отца и брата.
В конце романа конфликт разрешается признанием Карлом ошибочности своего пути.
Внутренний конфликт Карла — противоречие между правом на протест и преступными путями его реализации, основанными на насилии. Этот конфликт неразрешим.
Внутренний конфликт присущ каждому герою. Амалия разрешает конфликт между любовью к Карлу и симпатией к переодетому Карлу. Внутренний конфликт Франца состоит в вопросе существования Бога.
Отец не может решить, прощать или проклинать каждого из сыновей.
Художественное своеобразие
Для молодого Шиллера главное в драме — донести до читателя и зрителя свои идеи. Сюжет основан не на жизненных фактах, а исходит из идей. Характер героя у Шиллера условен.
Он строит его рационально, основываясь на своих скудных знаниях об обществе и мире, подчиняет идее.
Шиллер создал драму нового типа. В ней есть политическая составляющая, патетика, эмоциональность и лиричность.
Большое значение в драме имеют песни. Поют Карл и Амалия, восстанавливая игрой на лютне свои силы и изливая тоску. Песни раскрывают истинные чувства героев, например, Карл поет о Цезаре и предателе Бруте, узнав о предательстве брата.
«Разбойники», анализ драмы Шиллера