Раздумья над вопросами морали в поэме Томаса Стернза Элиота «Пустые люди»
Нобелевский лауреат, американский поэт-модернист Томас Стернз Элиот — автор свыше четырехсот литературно-критических работ, поэтических сборников, стихотворных драм. Поэзия Т. Элиота чрезвычайно сложная. Чтобы понять его образы, надо иметь основательные знание по истории, философии, литературе, языковедению. Сам Элиот говорил, что современные поэты должны быть сложными для понимания, так как сама действительность, цивилизация XX века — явление чрезвычайно сложное и разноплановое. Эта сложность, отображаясь в воображении поэта, вынуждена рождать сложные и разноплановые произведения. Поэзия Элиота обращается к мысли читателя, вынуждает его рассуждать, строить заключения.
Но вместе с тем поэзия Элиота остается в первую очередь поэзией, со своеобразным образным миром, с глубоким эмоциональным влиянием. Даже когда не все образы понятны, читатель воспринимает именно поэтическую модель мира, которую предлагает Элиот. Неслучайно имя Элиота пользуется особым уважением среди англоязычных читателей: он открыл тайны, как превратить в поэзию вовсе не поэтическую действительность XX века. Настоящая поэзия всегда раскрывает внутренний мир поэта, проблемы, которые волнуют его, и это находит отклик у читателей, вызывает эмоциональное напряжение.
Поэзия Элиота раскрывает глубокую печаль поэта, ощущение катастрофичности современной цивилизации, и эта печаль, это ощущение передаются читателю. Поэма «Пустые люди» — яркий пример того, как отразились здесь самые яркие черты эпохи Элиота и раскрывается ведущая тема его творчества. Важную роль играют эпиграфы. Первый, «Мистер Курц умер», Элиот взял из повести Дж. Конрада «Сердце тьмы» и связан он с темой утраченной веры. Именно таким плохим английский языком служанка сообщает о смерти белого мистера Курца, которого в Конго считали богом. Если он умер, значит, богом он не был.
Так возникает тема разочарования, тема обманчивых верований. Второй эпиграф, «Подайте старому Гаю», связан со старинной английской традицией: каждый год 5 ноября сжигать чучело Гая Фокса, одного из заговорщиков, которые старались подорвать английский парламент. Накануне 5 ноября дети ходят с чучелом и просят подать пенни. Потом чучело сжигают. Этот эпиграф намекает на сходство героев поэмы, «пустых людей», с чучелом Гая Фокса.
Здесь также говорится о животворном огне для «пустых людей», от которого они должны очистится или сгореть, если больше ни на что не способны. Кто же они, эти «пустые люди»? Так поэт называет своих современников, которые потеряли веру, в душах которых лишь пустота и труха, и нет ни чувств, ни сути. В поэме сложная система образа Смерти. Люди потеряли веру, поэтому не верят и в бессмертие. Неверие в бессмертие, по Элиоту, и есть смерть. Поэтому «пустые люди» уже мертвы, хотя живут на земле.
Мы люди пустые, Опустошенные люди, Соломой напиханные, Скучиваемся, и мозги соломенные имеем. Как шелесты, шепоты наши Тихонько и подобно Трещат шуршанием бессильным, Как ветер в сухом ковыле…
Еще один сложный образ проходит почти через всю поэму — образ Глаз. Этот образ Элиот взял у Данте. Невозможно, не встретив и не выдержав взгляда Беатриче, попасть в рай. Этих глаз боятся «пустые люди» и стремятся их увидеть. Но «пустые люди» слепые, и вернуть им зрение могут только глаза любви, глаза Беатриче. Третий образ, который зачаровывает читателя, — образ Тени, которая символизирует потерю свободы и нерешительность.
Тень падает на все, к чему притрагиваются «пустые люди». Даже когда делают попытку вспомнить молитву, на нее падает тень, превращающая молитву в нелепость. Все эти образы («пустые люди», «окрестности смерти», «слепые глаза» с одной стороны, Беатриче, «глаза любви» — с другой) создают своеобразный поэтический мир Элиота, и, даже на читателя не очень знакомого с литературными традициями, их использование производит сильное впечатление.
Эти образы заставляют задуматься над вопросами, которые решает поэт в своему произведении, задуматься над важнейшими моральными ценностями, от которых человечество способно отречься.
Раздумья над вопросами морали в поэме Томаса Стернза Элиота «Пустые люди»