Разработка урока. Погода родного края
Цель: продолжать формировать понятие твой родной край; сформировать понятие о погоде в родном крае; ознакомить учеников с процессом образования ветра; обогатить представление детей об осадках; сделать ударение на значении прогноза погоды для человека; развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать любовь к родному краю. Оборудование: географические карты (карта полушарий, физическая карта Украины и карта естественных зон Украины); компас для измерения температуры воздуха на улице; флюгер (его модель или рисунок); таблица с условными пометками погоды; классный календарь наблюдений за погодой; рисунки и фотографии пор года в родном крае. Ход урока I.
Итог фенологических наблюдений II. Проверка домашней задачи 1.
Фронтальное опрашивание. — Какую тему начали изучать на прошлом уроке?
-Как вы понимаете выражение свой родной край? — В какой естественной зоне он находится? — В какой части Украины он расположен? — Нравится ли вам родной край? Чем?
-Почему родной край называют малой родиной? Фронтальная проверка домашней задачи в тетрадях (С.
53). Индивидуальное опрашивание. Задача 1. Покажите на физической карте естественных зон свой родной край, определите его областной центр. С какими областями граничит ваш родной край? Какая это естественная зона? Задача 2. Покажите на физической карте Украины свой родной край, определите формы земной поверхности и водоемы на территории родного края. Объясните, как вы это сделали? Задача 3. Расскажите о местности, где вы живете, по плану в учебнике (С. 145). Задача 4. Подойдите к окну и с помощью компаса определите, с каких сторон горизонта находятся от школы парк (сквер, лес, шоссе, пруд, другие объекты). Задача 5 (для двух учеников). Расскажите и покажите на своих рисунках, как можно ориентироваться на местности без компаса. (Рассказ по желанию). Задача 6. Расскажите об особенностях пор года на территории родного края. III. Мотивация учебной деятельности и актуализация опорных знаний учеников — Давайте посмотрим на классный календарь природы и вспомним, что вы в нем отмечаете каждый день, какими условными обозначениями пользуетесь. — С помощью какого прибора измеряете температуру воздуха? — Как определяете направление и силу ветра? — Как именно вы обозначаете особенности погоды в календаре природы? — Как называются изменения, которые происходят в воздухе над определенной местностью? — Почему людям важно знать о погодных условиях в разные поры года и не только в своей местности? IV. Сообщение темы и задач урока V. Первичное восприятие и осознание нового материала Рассказ учителя с использованием наглядности. — Все мы, отправляясь в школу, на работу, интересуемся, какой будет погода. Выглянем в окно, есть осадки или нет, смотрим на термометр — холодно или тепло, стараемся предвидеть, каким будет день. Итак, погода может изменяться за короткий промежуток времени. И проще включить радио и прослушать прогноз погоды. Для нас она может быть хорошей или плохой, но для специалиста понятие погода включает в себя: температуру воздуха, скорость, силу и направление ветра, облачность и осадки. Все эти показатели могут изменяться во времени и в пространстве. Это означает, если в одной местности сухо, тепло и солнечно, то за несколько десятков километров от нее может быть холодно и влажно. А через несколько часов все снова может изменится. Все эти изменения происходят в наиболее низком пласте атмосферы. VI. Работа с учебником (С. 145-146) Прочитайте текст «Погода в родном крае» (С 145) и объясните, что такое погода. Рассмотрите рисунки на С. 146, а во втором абзаце текста найдите ответы на вопрос. — Что такое ветер? — Почему он возникает? — Какой силы бывает ветер? VII. Продолжение рассказа учителя — В природе воздух всегда движется. Солнце нагревает Землю, но не везде одинаково. Там, где она нагревается больше, воздух становится теплее и поднимается вверх. На его место поступает холодный. Это движение воздуха над земной поверхностью и является ветром. Иногда ветер едва заметен, а иногда он дует с огромной силой. Очень сильный ветер называют ураганом. Он срывает кровлю с домов, ломает деревья, служит причиной значительных разрушений. Ветер дует в разные стороны. Его направление определяют с помощью флюгера. Северный ветер, как правило, несет похолодание. Когда он сменяется на южный, то погода становится теплее. Силу ветра измеряют с помощью ветромера. Человек использует силу ветра в тех местах, где не хватает электроэнергии. На вершине горы Ай-Петри (Крымские горы) над г. Ялта дуют сильные ветра — До 40 м/с. Там строится ветряная мельница для обеспечения электроэнергией Крымского полуострова. На Земле много воды. Вся вода, которая испаряется, превращается в невидимый пар, который всегда содержится в воздухе. Когда она охлаждается, то из пара образовываются очень мелкие капельки воды. Из таких капель образовывается туман. Тучи — это тот же самый туман, но он находится в воздухе высоко над земной поверхностью. Мелкие капельки в тучах, сливаясь друг с другом, постепенно увеличиваются. Туча становится темнее. Тяжелые капли воды не могут удержаться в воздухе и падают на землю в виде дождя. Дождь бывает в теплую пору года. Зимой из паров образовываются снежинки. Летом иногда выпадает град. Он наносит значительный ущерб сельскому хозяйству: уничтожает поля пшеницы, ржи и других растений, калечит урожаи садов. Град, дождь, снег, роса, иней — это осадки. Итак, атмосферные осадки, — это вода, которая выпадает на поверхность Земли. Рассказ-Беседа о прогнозе погоды. — Погода в жизни людей и их деятельности имеет особое значение. Посудите и приведите приме
Разработка урока. Погода родного края