Разработка урока. Полезные ископаемые родного края
Цель: ознакомить учеников с полезными ископаемыми области, в которой они проживают; определить их свойства; раскрыть их значение в народном хозяйстве; воспитывать чувство гордости за родной край и заботливое отношение к естественным богатствам. Оборудование: образцы полезных ископаемых своей области, карта «Полезные ископаемые Хмельнитчины». Ход урока I. Подготовка класса к уроку II. Проверка домашней задачи 1. Фронтальное опрашивание. Что называется погодой? Какие показатели включает в себя понятие погода?
Как возникает ветер? Как определить направление ветра? Какие ветра могут приносить в Украину влагу, а какие — засуху? Почему? Может ли зависеть погода отдельной местности от форм ее поверхности? Докажите свою мысль.
III. Актуализация знаний учеников и сообщение темы урока Как называется область, в которой мы живем? Какие промышленные предприятия (фабрики, заводы) есть в вашем поселке (городе)? — Откуда они берут сырье для производства? — Вот этим сырьем и являются естественные богатства, которые люди добывают из недр (глубин) Земли, или с ее поверхности. Их называют полезными ископаемыми. На сегодняшнем уроке мы ознакомимся с полезными ископаемыми нашей области.
IV. Изучение нового материала 1. Беседа с элементами практической деятельности и рассказ о свойствах, использовании и месторождениях полезных ископаемых своего края. — Мы с вами знаем, что полезные ископаемые — это те породы и минералы, которые человек использует для своих нужд. Природа не обделила наш край этими богатствами. Среди полезных ископаемых Хмельницкой области наибольшее значение имеют те, что используют как естественные, строительные материалы и сырье для их производства.
По всей области на поверхности под пластом почвы залегают рыхлые породы — песок и глина. В долинах рек Хоморы, Случа, Южного Буга можно встретить глыбы гранита. В Товтрах есть залежи мергеля, из которого изготавливают цемент на Каменец-Подольском цементном заводе. Вдоль реки Доспехи залегает гипс. — Знаете л вы что-то об использовании гипса? Его применяют в медицине и строительстве.
На севере области добывают кварцевые пески, каолин, коричневые глины — сапониты. Все это — сырье для строительной промышленности. В южных районах, в глубоких оврагах, можно встретить фосфориты. Из них изготовляют минеральные удобрения. Издавна там, где было болото, копали торф и использовали его как топливо и удобрения. 2.
Рассмотрение образцов полезных ископаемых и проведение опытов. — Найдите среди образцов на партах известняк.
Как вы его распознали? — Как образовывается известняк? — Где и для чего его используют?
(Известняк — важный строительный материал, из которого делают щебни для строительства дорог, строят дома, изготовляют известь). — Следующее полезное ископаемое всем вам хорошо известно. Без него в школе невозможно обойтись.
А узнать его вам поможет загадка. Маленькое, беленькое, По черному полю скачет и след оставляет.
(Мел) — рассмотрите кусочки мела. Какой у него цвет, прочность? (Мел — хрупкое вещество, имеет белый цвет. Благодаря тому, что он хрупкий, мы и пишем им на доске). — Капнем на мел кислоту. Что вы увидели?
Сделайте вывод. (Мел реагирует с кислотой. Итак, он относится к известнякам). — А вот с этими полезными ископаемыми вы не раз встречались. Без них не может обойтись ни одно строительство. Это песок и глина. Давайте возьмем два стакана, вставим в них воронки.
В каждую воронку положим фильтр. В одну насыплем песок, а в другую — измельченную глину.
Нальем в каждую воронку одинаковое количество воды. Что вы увидели?
(Песок лучше пропускает воду, чем сухая глина). — а теперь придайте мокрой глине и песку форму. Что лучше лепится? — а сейчас давайте произведем поджог песка, глины, мела. Что вы заметили?
-Такие полезные ископаемые называются негорючими. В отличие от этого, давайте произведем поджог кусочек торфа. Горит ли он? Он принадлежит к горючим полезным ископаемым, которые являются топливом.
3. Работа с картой полезных ископаемых Хмельнитчины. — рассмотрите на карте условные знаки, которыми обозначают полезные ископаемые. Определите, какие полезные ископаемые есть в вашей местности. 4. Беседа с элементами рассказа об экономном и рациональном использовании полезных ископаемых. — Безграничны ли запасы полезных ископаемых? Полезные ископаемые — это богатство Земли. В нашей стране добывают свыше 80 разных видов полезных ископаемых. Но запасы их в недрах Земли не являются безграничными. Со временем они могут исчерпаться. а потому тратить их необходимо экономно. Бережливое отношение к полезным ископаемым — это бережливое отношение к вещам, которые из них изготовлены и построены. Осмотритесь вокруг и назовите вещи, которые изготовлены из полезных ископаемых. (Стены класса построены из песка, гипса, мела. Двери, окна выкрашены краской, которая изготовлена из нефти. Батареи отопления, трубы, металлические детали парты изготовлены из чугуна, который, в свою очередь, изготовлен из руды.) Физкультминутка V. Осмысление учениками знаний Работа с учебником (С. 148-149). Обработка статьи «Полезные ископаемые родного края». Ответы на вопросы. — Как обозначают месторождения полезных ископаемых на карте? — Какие полезные ископаемые называют горючими? Негорючими? — С помощью каких опытов вы определяли свойства полезных ископаемых? VI. Закрепление изученного материала — Какие полезные ископаемые добывают в вашей области? Где их используют? — Как нужно использовать полезные ископаемые? — Почему их необходимо тратить экономно? VII. Итог урока VIII. Домашняя задача Обработать статьи учебника (С. 148-149).
Разработка урока. Полезные ископаемые родного края