Разрыв: Пушкин, Лермонтов, Пастернак
Анализ поэтического текста
Разрыв — одна из самых традиционных тем русской поэзии. К ней бесчисленное количество раз обращались авторы разных эпох и литературных предпочтений. Попытаемся пристально взглянуть на три совершенно непохожих друг на друга текста, в которых, однако, есть и общие черты, делающие их не только стихотворениями на одну и ту же тему: «Я вас любил…» Пушкина, «Расстались мы; но твой портрет…» Лермонтова и «Рояль дрожащий пену с губ оближет…» Пастернака.
Стихотворение «Я вас любил» — один из самых хрестоматийных текстов Пушкина, «программный» для любовной лирики поэта. Давно подмеченная исследователями особенность стихотворения — это богатство эмоционального содержания при полной «безобразности», отсутствии тропов
В своих воспоминаниях Е. А. Сушкова рассказывает о том, что Лермонтов неодобрительно отзывался о пушкинском стихотворении «Я вас любил…». Относительно его финала поэт высказался следующим образом: «Это совсем надо переменить; естественно ли желать счастия любимой женщине, да еще с другим! Нет, пусть она будет несчастлива; я так понимаю любовь, что предпочел бы ее любовь ее счастию; несчастлива через меня, это бы связало ее навек со мною!»
Стихотворение Б. Пастернака «Рояль дрожащий пену с губ оближет…» входит в цикл «Разрыв» , название цикла точно определяет тематику самого текста. Собственно в нем можно обнаружить два основных мотива, знакомых нам по пушкинскому стихотворению «Я вас любил…» и лермонтовскому «Расстались мы…». Чувство, оставшееся в прошлом, от которого необходимо и невозможно освободиться , и определение будущей судьбы героини, зависящее от доброй воли героя .
Как видим, Пастернак придерживается скорее пушкинской схемы: несмотря на внутреннее сопротивление, герой принимает решение отпустить возлюбленную.
Содержательное родство с «Я вас любил…» подчеркивается неслучайным совпадением размера и чередованием мужских и женских рифм. Особенно бросается в глаза сходство первых строк с одинаковой концовкой на — Ж-ет. Скрытое присутствие Пушкина в этом стихотворении легко объяснимо и подразумевается структурой книги «Темы и вариации», построенной как «музыкальное произведение, где основные мелодии разветвляются и, не теряя связи с основной темой, вступают в самостоятельную жизнь»
Разрыв: Пушкин, Лермонтов, Пастернак